344

Фильм раздора. Почему Лем и Тарковский поругались из-за «Соляриса»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 3. Миражи счастья 17/01/2023
Кадр из фильма

Полвека назад, в 1972 году, Андрей Тарковский снял научно-фантастическую драму «Солярис» по мотивам одноименного романа польского философа, футуролога и писателя Станислава Лема.

Съемки этой картины были не просто работой над каким-то очередным фильмом — им предшествовал самый тяжелый период в жизни Тарковского после запрещения «Андрея Рублева». Несколько лет безработицы… Можно себе представить, с каким внутренним трепетом мастер ожидал начала съемок!

Сама идея экранизировать фантастический роман Станислава Лема возникла у режиссера ещё в 1968 году - после выхода голливудского фильма «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика и советского двухсерийного телеспектакля «Солярис» режиссеров Лидии Ишимбаевой и Бориса Ниренбурга, в котором главную роль - Криса Кельвина - сыграл Василий Лановой.

Тарковский отнёс заявку на «Мосфильм», её приняли, но приступить к работе он смог только спустя несколько лет. Сценарий, одним из авторов которого был сам режиссер, поочерёдно отклонили и худсовет, и Станислав Лем. С худсоветом режиссёр вопросы уладил быстро, а вот с писателем конфликт продолжился даже после выхода фильма в прокат.

Конфликт гениев

Сам Лем признавался, что из-за «Соляриса» они здорово поругались с Тарковским. «Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле все прекрасно. Я же писал и думал совсем наоборот, - рассказал писатель. - К этой экранизации я имею очень принципиальные претензии. Во-первых, мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссёр лишил меня этой возможности, так как снял камерный фильм. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор), он снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание». Ведь из фильма следует только то, что этот паскудный Кельвин довёл бедную Хари до самоубийства, а потом по этой причине терзался угрызениями совести. (…) В моей книге необычайно важной была сфера рассуждений и вопросов познавательных и эпистемологических, которая тесно связана с соляристической литературой и самой сущностью соляристики, но, к сожалению, фильм был основательно очищен от этого. Судьбы людей на станции, о которых мы узнаём только в небольших эпизодах при очередных наездах камеры, — они тоже не являются каким-то экзистенциальным анекдотом, а большим вопросом, касающимся места человека во Вселенной, и так далее. У меня Кельвин решает остаться на планете без какой-либо надежды, а Тарковский создал картину, в которой появляется какой-то остров, а на нём домик. И когда я слышу о домике и острове, то чуть ли не выхожу из себя от возмущения. Тот эмоциональный соус, в который Тарковский погрузил моих героев, не говоря уже о том, что он совершенно ампутировал «сайентистский пейзаж» и ввёл массу странностей, для меня совершенно невыносим».

Герои и роли

Исполнителей главных ролей режиссёр подбирал под описание героев в романе. На главную роль пригласили Донатаса Баниониса – он уже читал «Солярис» и с радостью согласился на работу с Тарковским. Потом признавался, что сниматься у него было интересно, но непросто — режиссёр был несколько странным и очень вспыльчивым человеком. Кроме того, Банионис понимал, что снимается в эстетской философской картине, которую массовый зритель вряд ли оценит… На другие роли были утверждены Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий, Николай Гринько, Анатолий Солоницын.

Дольше всего искали актрису на роль Хари. Среди претенденток были Анастасия Вертинская, Алла Демидова, Наталья Бондарчук и шведка Биби Андерссон. После повторных проб роль получила двадцатилетняя Бондарчук — режиссёр увидел её в драме «Ты и я» и решил дать актрисе ещё один шанс…

Где снимали

Съёмки фильма проходили в Москве, Крыму, Звенигороде и в Токио, причем туда поехали для того, чтобы снять многоэтажную скоростную автостраду, представлявшую собой уникальное футуристическое зрелище. В павильонах киностудии создали космические интерьеры, а также библиотеку, стартовую площадку, космическую станцию. Сцены в невесомости снимали с помощью специальных штанг и тросов, на которых «взлетала» и ракета — её макет позаимствовали на военном полигоне.

Особое значение уделялось костюмам: для Тарковского всё должно было что-то символизировать. Например, вязаные вещи Хари и матери Криса символизировали домашний уют… Николай Гринько рассказывал, что когда режиссёру не понравился слишком новый вид его куртки — он обрезал рукава, кинул её в пыль, потоптался, прожёг в нескольких местах сигаретой и только после этого разрешил актёру в ней сниматься.

…В советском прокате фильм получил высшую прокатную категорию и окупился на 90%. На картину продали более 10 млн билетов, но многие зрители уходили с сеансов, не досмотрев фильм.

На Западе картину приняли с восторгом. Она участвовала во многих кинофорумах, в частности в программе Каннского кинофестиваля, где получила специальный Гран-при от жюри.

Музыку к фильму написал композитор Эдуард Артемьев. Тарковский дал ему послушать хоральную прелюдию Баха и сказал, что хочет её в космическом звучании плюс остальное музыкальное сопровождение из нескольких ярких звуков. Артемьев разделил работу на естественные звуки и космические, для которых создал полифонию из оркестровой музыки, синтезатора, хорового пения и колоколов. Звуки природы подбирали вместе с режиссёром, и это был самый долгий процесс — одних только шумов листвы Тарковский забраковал пару десятков…

Критики отмечают психологическую глубину и гуманизм фильма Тарковского, великолепный визуальный ряд. Картина прочно заняла место среди шедевров мирового киноискусства. Вместе с тем многие знатоки кино отмечают, что идеологически фильм Тарковского ближе к Достоевскому, чем к Лему.

ФАКТ

В окончательную редакцию не вошла сцена в зеркальной комнате, режиссёр изъял её из фильма. Этот загадочный шаг поклонники Тарковского связывают с происками цензуры. Но есть версия, что цензуру и редактуру эта сцена не волновала, скорее всего, у режиссёра были на то внутренние мотивы. Известно, что он не раз возражал против того в фильмах, что казалось ему «слишком красивым».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно