Слава на всю страну, известные роли, поклонники — о них мечтает, наверное, любой начинающий актер, понимая при этом, что всё это — всё же дело случая и удачи. Кому-то удавалось стать известным сразу, после первой же роли, у других этот путь занял годы работы, учебы и совершенствования навыков. Поэтому в большинстве случаев самые первые роли будущих звезд сложно назвать звездными — они играли обычных, ничем не выделяющихся персонажей, и лишь потом им выпадал счастливый шанс. Но эти первые роли в фильмографии популярных актеров всё же остались, хотя многие картины сейчас уже не на слуху.
Никита Михалков — «Солнце светит всем», 1959
Сын популярного поэта и драматурга Сергея Михалкова и писательницы Натальи Кончаловской в кино пришел рано. Правда, в драме Константина Воинова «Солнце светит всем» юного актера почти не видно. По сюжету этой ленты в дни Победы одна советская батарея принимает бой с прорывающимися немецкими танками; командир орудия сбегает, и командование принимает старший лейтенант Николай Савельев (роль Валентина Зубкова), который подбивает танк, но получает тяжелое ранение и слепнет. После демобилизации Савельев возвращается на родину и снова учится быть учителем, а когда директором школы назначают струсившего сержанта, то всеми силами пытается добиться правды. Михалков в этом фильме играет роль одного из школьников, и в титрах его фамилия не указана.
Вторая его работа в кино похожа на первую — в фильме 1960 года «Тучи над Борском» он тоже играет ученика, который в школьном спектакле исполняет роль «отца Никона». Спустя 4 года Георгий Данелия взял Михалкова на главную роль в фильм «Я шагаю по Москве» — и эта работа сделала начинающего актера известным. Ну а потом он учился в Щукинском училище (был отчислен из-за участия в съемках), перевелся во ВГИК на режиссерский факультет и в итоге прославился и как актер, и как режиссер.
Николай Бурляев — «Мальчик и голубь», 1961
14-летний Бурляев буквально ворвался в актерскую профессию — а всё благодаря короткометражной курсовой работе Андрея Кончаловского, в которой сыграл главную роль. Фильм этот в итоге попал на кинофестиваль в Венецию и был отмечен там призом, а юный актер получил сразу несколько предложений. Его взяли в театр имени Моссовета, где работал его партнер по «Мальчику...», и Бурляев несколько лет служил в труппе этого театра. А Кончаловский порекомендовал талантливого школьника своему другу Андрею Тарковскому, который как раз тогда собирался снимать военную драму «Иваново детство». Эта картина, кстати, тоже поехала в Венецию и произвела там фурор, ну а Бурляев в итоге остался актером навсегда. Он много снимался в 1960-е (в том числе ещё раз у Тарковского в «Андрее Рублёве»), уже во время учебы в Щукинском училище перешел из театра Моссовета в «Ленком», в 70-е окончил ещё и режиссёрский факультет ВГИКа (в отличие от Михалкова у него были дипломы обоих вузов). Снимался много, снимал и сам, стал народным артистом России, а в 2021-м стал депутатом Госдумы и работает в комитете по культуре.
Борис Щербаков — «Мандат», 1963
Щербаков тоже начал свою актерскую карьеру в 14 лет — сыграл сына главного героя в фильме о продотрядах времен Гражданской. Он вспоминал, что эта работа принесла ему 480 рублей, весомые по тем временам деньги, которые целиком ушли на оплату адвокатов — отец мальчика работал таксистом и сбил пешехода. Впрочем, юной кинозвездой Щербаков не стал и подростком появился на экране ещё лишь однажды — в 1967-м сыграл небольшую роль в сказке «Снегурочка». Потом сумел поступить в Школу-студию МХАТ, после учебы работал в труппе МХАТа, был востребованным и в кино, но больше всего прославился участием в картинах времен перестройки и работой в современных сериалах.
Виктор Проскурин — «Орлята Чапая», 1968
У Проскурина очень запоминающаяся внешность и много известных ролей. А начинал он в 15 лет — киношники заметили его в театральной студии в московском Доме пионеров имени Павлика Андреева и позвали на одну из ролей в фильме о юных бойцах Чапаевской дивизии. Но в театральный вуз Проскурин поступил не сразу — он провалился и в Школу-студию МХАТ, и в ГИТИС, а в Щукинское его взяли лишь со второго раза и по дополнительному набору. Активно сниматься он начал ещё в студенческие годы — многие запомнили его Генку в «Большой перемене». После учебы Проскурин играл в «Ленкоме» у Марка Захарова, в конце 80-х перешел в театр имени Ермоловой, в кино работал много, в том числе и в российском. Скончался актер в 2020-м на 69-м году жизни.
Алексей Серебряков — «Отец и сын», 1979
История с попаданием Серебрякова в кино схожа с тем, как Электроник получил внешность обычного школьника Сыроежкина — ассистент режиссера увидела фотографию 14-летнего ученика музыкальной школы в журнале и предложила режиссеру. Впрочем, относительно самой первой роли этого актера мнения расходятся — в конце 1970-х почти одновременно вышло сразу несколько фильмов с его участием, среди которых есть и экранизация романа Георгия Маркова. Но он также снялся в фильме «Алые погоны» про суворовцев и в мелодраме «Поздняя ягода». Но на судьбу его повлияло именно участие в «Отце и сыне» — режиссеры этой ленты Владимир Краснопольский и Валерий Усков затем позвали юного актера в одну из серий эпопеи «Вечный зов», где он сыграл сына Федора и Анны в молодости. В институт Серебряков тоже поступил не сразу — в Щукинское училище его не взяли, но он в итоге окончил ГИТИС, учился на курсе Олега Табакова и потом работал в театре-студии своего мастера. До главных ролей в кино он дорос ещё при СССР, но много снимался и потом, достигнув заметных высот в российском кинематографе.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть