3564

Бренд для интереса. Зачем о реальных людях снимают не биографии, а выдумки?

«Гоголь. Начало»
«Гоголь. Начало» Кадр из фильма

Основанные на исторических событиях или биографиях реальных людей фильмы постоянно критикуют: в них часто выдумка переплетена с правдой так, что одно сложно отличить от другого. За подобные фантазии ругали, например, спортивные драмы «Движение вверх» и «Легенда № 17», байопик советского футболиста Эдуарда Стрельцова и свежий «Чернобыль» Данилы Козловского. Не понравился искушенным зрителям сериал «Чернобыль» от HBO, в котором была обнаружена масса неточностей. А создатели сериала «Корона», в котором речь идет о жизни и царствовании британской королевы Елизаветы II, вынуждены были выпустить специальное заявление, в котором указали, что делали не документальный фильм, а художественное произведение.

Но кинематографисты продолжают показывать вымышленные биографии исторических личностей, невзирая на критику. В декабре 2021 года в прокат выйдет фильм Клима Шипенко «Декабрь», в котором показаны последние дни Сергея Есенина (его играет Александр Петров). Но сюжет фильма с планируемым побегом поэта за рубеж, который организует Айседора Дункан, явно противоречит известным историческим свидетельствам. «АиФ» попросил кинокритика Сусанну Альперину объяснить, почему режиссеры и сценаристы упорно выдумывают то, чего никогда не происходило на самом деле.

«Это не наша тенденция, она пришла к нам с Запада, а наши кинематографисты её радостно подхватили, — рассказывает Альперина. — Биография в виде вольной фантазии развязывает руки авторам фильмов. Например, в „Гоголе“ реального писателя поместили в необычные обстоятельства, а в будущем „Бендере“ знаменитому персонажу придумали историю, которой не было у Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Пожалуй, мне нравится формат, в котором режиссер придумывает для известного всем персонажа фантастический сюжет, если это сделано талантливо».

По мнению эксперта, ситуация выглядит гораздо сложнее, когда делается серьезный фильм об известном человеке, которого хорошо помнят, и, если бы, например, картину «Доктор Лиза» назвали бы «Доктором Машей», она только выиграла бы.

«У этой ленты есть поклонники, но это не то кино о жизни Елизаветы Глинки, которое мне лично, например, хотелось бы увидеть», — уверена Сусанна Альперина.

Она указывает, что есть примеры и того, как выдуманные сюжеты о реальных людях становились классикой кинематографа.

«Всё зависит от фантазии авторов: можно сделать полностью придуманную фантазийную биографию, используя имя исключительно как бренд, а можно ничего не выдумывать, но снять такое кино, что зрители будут содрогаться от увиденного, — говорит эксперт. — Недавно вышел фильм „Движение вверх“, в котором, по словам людей знающих, есть неточности, но сюжет получился увлекательный, и я смотрела картину с сильными эмоциями, хотя ничего не знала про ту игру и ту команду. А итальянский биографический фильм (не путать с сериалом!) про Леонардо да Винчи никаких эмоций у меня не вызвал, хотя денег в него вложили много. В итоге его даже неловко сравнивать, например, с „Грехом“ Андрея Кончаловского, который хорошо передал личность другого художника эпохи Возрождения: Микеланджело».

Альперина считает, что известных людей в качестве героев берут чаще всего как бренд, потому что они привлекают зрителей.

«Если фильм рассказывает об известном событии или о известном человеке, то это уже половина успеха. На „Чернобыль“ Данилы Козловского аудитория идет, потому что в нем сразу два интересных бренда: Козловский и Чернобыль. По этой же причине популярны франшизы, хотя продолжения редко лучше, чем оригинал. Но зрители скорее пойдут на что-то знакомое, чем на то, о чем вообще ничего не знают. И на фильм „Декабрь“ зрители пойдут, потому что там Сергей Есенин, которого играет Александр Петров, — хотя был „Есенин“ с Сергеем Безруковым», — заключила Сусанна Альперина.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно