1773

«Бабушка советского кино». Поздняя слава Марии Скворцовой

Мария Скворцова в фильме Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь». 1985 год.
Мария Скворцова в фильме Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь». 1985 год. РИА Новости

Мария Скворцова — её имя и фамилия обычно мало говорят зрителю. Однако в лицо эту прекрасную актрису знают все советские зрители, хотя и играла она в основном второстепенные роли. 4 апреля — 109 лет со дня рождения актрисы.

Она и к славе-то особенно не рвалась. Долгое время Скворцову знали только дети — она играла в Московском областном ТЮЗе «Царицыно» с 1945 по 1979 год. Как вспоминают старожилы театра, даже Баба Яга в ее исполнении получалась нестрашной, детвора хохотала над её героиней. Артистка идеально подходила для ТЮЗа, будучи очень маленького роста, из-за чего её не брали в другие театры — для таких крохотуль там просто не было ролей. Зато в детском театре таких персонажей — в каждом спектакле: мальчики, девочки, Красная шапочка, Дюймовочка.... Порой она и пела на сцене — голос Скворцовой был великолепен, в юности она даже пела в церковном хоре. Прекрасные вокальные данные позволили ей поступить в 1930 году в студию при Всесоюзном радиокомитете к самой Серафиме Германовне Бирман — народной артистке РСФСР, педагогу, лауреату Сталинской премии.

«Калина красная», 1973 год.
«Калина красная», 1973 год.  Кадр из фильма

И вдруг на седьмом десятке к Скворцовой пришла слава. Знаменитый режиссёр Василий Шукшин для своего последнего фильма «Калина красная» по собственной же повести выбрал именно Марию Савельевну на роль матери Любы Байкаловой.

Как рассказывал Василий Макарович, из всех актрис, которые пробовались на роль мамы Любы, Скворцова подошла идеально — по его мнению, именно Мария Савельевна смотрелась настоящей выходицей из народа. А ведь конкурентками Скворцовой на пробах были сильнейшие актрисы, также прославившиеся своими ролями простых женщин — Любовь Соколова и Нина Сазонова. Как признавалась потом Скворцова, она уже потихоньку готовилась к выходу на пенсию, а тут вдруг в её жизнь пришло Большое Кино.

Кстати, по поводу народного лица Шукшин не ошибся. Когда в 1973 года в небольшой городок Белозерск в 150 км от Вологды приехала съемочная команда картины «Калина красная», местные жители не верили, что Скворцова — не из простого народа. Все думали, что Шукшин отыскал Марию Савельевну в окрестных деревнях, по которым ездил в поисках натуры для фильма. Никто не мог поверить, что это профессиональная актриса, сыгравшая сотни ролей в театре и два эпизода в кино («Дорогой ценой» и «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Но, видно, осталась в ней крестьянская жилка — ведь появилась на свет Мария в деревне Турино Тульской губернии. Хотя еще девочкой перебралась в столицу, куда уехали в поисках лучшей доли ее старшие братья.

Кстати, надо сказать, что в картине маму главного героя Егора Прокудина играла на самом деле простая женщина Ефимия Быстрова, жительница деревни Мериново, ныне Садовая Вологодской области.

К сожалению, фильм долго мурыжила комиссия Госкино. Из-за их придирок и «рекомендаций» Шукшин попал в больницу — на нервной почве случилось обострение язвы желудка. Но режиссёр сбежал с больничной койки, чтобы внести правки Госкино. К сожалению, многие сцены Василию Макаровичу пришлось вырезать, в том числе и с участием Скворцовой. Но зато когда лента наконец-то вышла на экраны 25 марта 1974 года, она в ту же минуту полюбилась зрителю, а «мама Люба» Мария Савельевна мгновенно стала знаменитой.

«Карантин», 1983 год.
«Карантин», 1983 год. Кадр из фильма

После громкой премьеры на актрису посыпались предложения сыграть в кино. Правда, предлагали по большей части простых женщин — бабушек, мам, свекровей, нянечек и т. п. Зато в каких лентах, у каких режиссёров! «Вечный зов», «Белый Бим Черное ухо», «Кот в мешке», «Экипаж», «Фронт без флангов», «Карнавал», «Дамское сердце», «Полынь-трава горькая», «Карантин», «Мертвые души», «Байка», «Дети Солнца» и многих других.

Пожалуй, самыми заметными в фильмографии Скворцовой после мамы Любы в «Калине красной» можно назвать старушку на лавочке и космического пирата Крыса в её образе в популярном детском телесериале режиссёра Павла Арсенова «Гостья из будущего» и вахтёра тётю Зину в полюбившейся зрителю мелодраме Самсона Самсонова по сценарию Аркадия Инина «Одиноким предоставляется общежитие».

Простоватая внешность ее экранных героинь — вязаная кофта, платок, мягкий взгляд — порой заставляла людей думать, что и в реальной жизни Мария Савельевна такая добренькая бабушка. Что было совсем не так  характер у нее был боевой. Скворцова умела в лицо задать начальству неприятные вопросы про невелике зарплаты актеров или про непростую жизнь колхозников. Возможно, поэтому и званий никаких она не заработала — правдорубов начальство традиционно не жалует.

Что касается личной жизни, то замуж актриса — по меркам тех лет, конечно, — вышла поздно, в 30. Зато на всю жизнь. В начале войны Мария Савельевна играла в Ирбитском драматическом театре им. Островского в Свердловской области. Главрежем там был Семён Михайлович Скворцов. После женитьбы они вместе выступали в составе фронтовой бригады перед солдатами. Впоследствии Скворцов, как и жена, служил актёром в Московском областном ТЮЗе «Царицыно».

«Гостья из будущего», 1984 год.
«Гостья из будущего», 1984 год. Кадр из фильма

Вместе супруги прожили в любви и согласии 50 лет. Мария Скворцова скончалась в 2000 году, пережив мужа на 15 лет, а их единственного сына — на 9. Внучка актрисы эмигрировала в США.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно