7283

Цифровой переворот в музейном деле

№ 11 от 10 марта 2015 года 10/03/2015

 

Изобретение книгопечатания, невероятно значимое событие для цивилизации, позволило человечеству сделать огромный шаг вперед. И это движение с каждым веком, десятилетием, годом  ускоряется. Кто бы мог представить пару столетий назад, что мы c вами в состоянии увидеть сегодня! В прошлом году проект Europeana совместно с Национальной библиотекой Латвии создал настоящий виртуальный музей – экспозицию всех книг, изданных в 1514 году. Каждый желающий в любой точке мира, не выходя из дома, может погрузиться в удивительный мир старинной книги, изучить уникальные издания, раскрыть культурное богатство и разнообразие того времени.

Или вот пример из другой сферы – науки. Два человека садятся друг напротив друга за небольшим столом, надевают специальные шлемы с проводами и начинают необычную игру. Перед ними на доске лежит металлический шар, который необходимо загнать в ворота соперника, не дотрагиваясь до него. Да-да, силой мысли. Как оказалось – это вполне по силам практически любому посетителю Центра визуализации в шведском городе Норчёппиг.

 

Виртуальные ключи от Рима

Европейский опыт доказывает: высокотехнологичными, интерактивными, очень увлекательными можно сделать даже историко-археологические экспозиции. Один из ярких тому примеров - проект V-MUST.NET. Он стартовал в 2010 году при поддержке Европейского союза. V-MUST.NET расшифровывается как Virtual Museum Transnational Network и представляет собой международная сеть археологов, специалистов по истории искусств и культурологов, архитекторов и, конечно, разработчиков программного обеспечения. Вся команда работает над созданием виртуальных музеев. Что это? «Это совершенно новая модель коммуникации, которая ставит перед собой цель создать персонализированный, «погруженный», интерактивный способ улучшения понимания мира вокруг нас», – замечает куратор проекта София ПЕСКАРИН. 

Дебютным межнациональным проектом V-MUST.NET стала виртуальная музейная программа «Ключи от Рима» (Keys to Rome). Это итог совместной многолетней работы четырех музеев – Imperial Fora Museum в Риме (Италия), City Hall в Сараево (Босния и Герцеговина), Музея Алларда Пирсона в Амстердаме (Нидерланды) и Библиотеки Alexandrina в Александрии (Египет), в которых хранятся сокровища Римской империи. Весьма оригинальна подача информации: все экспонаты представлены в цифровом «путеводителе», который представляет собой не просто веб-сайт, а своего рода компьютерную игру, квест, созданный при помощи высококлассной видеографики, мультимедиа и т.п. Экскурсию проводят самые настоящие (правда, виртуальные) римляне - купец Гаюс и его племянник Маркус. Чтобы погрузиться в этот удивительный мир, нужно только скачать приложение Matrix на смартфон или планшет и следовать указаниям гидов. В идеале  надо попасть в столицу Италии, где можно выйти на улицы древнего года и с помощью специальной цифровой карты с использованием технологий дополненной реальности (Augumented Reality) и голограмм почувствовать себя в Древнем Риме.

 

Равные возможности для всех

Огромное значение имеют технологии и для создания комфортных условий в музеях для людей с ограниченными возможностями. Так, например, Whitney Museum of American Art (Нью-Йорк) недавно представил проект видео-туров по музею на языке жестов, то есть посетители с разными слуховыми возможностями получают равные возможности ознакомиться с экспозицией. Еще пример: мобильное приложение Музея Гуггенхайма также предлагает вербальные описания экспонатов; его дизайн предполагает возможность исключительно сенсорного управления.

Постепенно получают распространение интерактивные навигационные системы, позволяющие инвалидам самостоятельно ориентироваться в здании музея и его экспозиции (программа ByteLight позволяет управлять через смартфон светодиодными фонарями, расположенными в помещении). Такая система начала тестироваться в бостонском музее науки в январе 2015 года.

В музее Prado (Мадрид) открылась новая экспозиция Hoy toca el Prado («Потрогай Prado»), которая помогает слепым зрителям не оставаться безучастным к великолепной коллекции изобразительного искусства и изучить хотя бы несколько ее шедевров с помощью пальцев рук. Одна из версий Моны Лизы Леонардо да Винчи, «Зонт» Франсиско де Гойи, работы Ван Гога – шесть копий шедевров мировой живописи, напечатанных на 3D-принтере, можно «рассмотреть» руками, почувствовать текстуру полотен.

Главное – не переборщить

«Технологии не могут заменить полноценный опыт посещения музея, но могут разнообразить его и усилить впечатление. Именно в этом и есть смысл дополненной реальности, например, в виде говорящих картин, в галереях или на выставках», – считает Хосе ДОЛЬЦ, специалист компании Augmented Reality Lab (Испания). Технологии необходимы при создании особой атмосферы и контекста, причем обязательно – на нескольких языках. А мобильные приложения, аудио и видео-гиды не только помогают посетителям самостоятельно изучать экспозицию, но и собирают отклики в социальных сетях, статистические данные о том, какие залы вызывают больший интерес, где посетители задерживаются и т.д. Единственный нюанс: если технологические «примочки» слишком фокусируют внимание на себе, конкурируют  с самими объектами искусства, навязывают зрителю определенный ракурс восприятия – это уже перебор, считает эксперт по компьютерной графике и визуализации Эндрю НЬЮДЖИ.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно