1005

Испугай меня красиво. Ретроспектива японского кино в жанре «кайдан»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 13 28/03/2017
Это не фильмы ужасов: здесь нет жутких сцен.
Это не фильмы ужасов: здесь нет жутких сцен. Кадр из фильма

С 30 марта по 2 апреля в столичном кинотеатре «Пионер» состоится ретроспектива японского кино, представленная при поддержке Посольства Японии и компании JTI.

В эти дни пройдут показы своеобразной киноантологии «кайдан» – традиционного японского жанра, призванного испугать читателя, слушателя, а теперь и зрителя. Белорусскую публику ждут как классические кинообразцы этого жанра, так и его современные интерпретации.

- Новая ретроспектива японских фильмов в Минске посвящена исключительно японскому традиционному жанру «кайдан». Это рассказы о встречах со сверхъестественным: привидениями, ведьмами, демонами, оборотнями, - рассказал «АиФ» киновед Игорь СУКМАНОВ. - Еще в Средние века сборники кайданов – кайдансю – сформировались в отдельный литературный жанр. На основе кайданов часто создавались пьесы национального театра кабуки, а с появлением кинематографа – мистические фильмы. Лучшие режиссеры Японии неоднократно обращались к этому жанру, создавая шедевры стиля и повествования. Эти картины ошибочно причисляют к фильмам ужасов, однако в них нет излишнего кровопролития или чрезмерного насилия. Тревога и страх внушаются за счёт медленно нарастающего напряжения и беспокойного ожидания.

Что увидим

В ретроспективе белорусские кинолюбители впервые увидят четыре фильма этого жанра: «Путешествие к берегу» Киёси Куросавы, «Сказки туманной луны после дождя» Кэндзи Мидзогути, «История пионового фонаря – невеста из ада» Сацуо Ямамото и «Искажения» Сэйдзюна Судзуки.

История пионового фонаря – невеста из ада
«История пионового фонаря – невеста из ада». Фото: Кадр из фильма

Фильм «История пионового фонаря – невеста из ада» - пожалуй, одно из самых ярких проявлений кайдана в японском искусстве. В его основе лежит повесть легендарного актера и рассказчика ХІХ века Санъютэя Энте, которая выдержала несколько изданий на русском языке. Сюжет неоднократно экранизировался и переносился на театральные подмостки. Белорусские зрители получат возможность увидеть одну из самых знаменитых версий, созданную в 1968 г. необычным автором: Сацуо Ямамото разделял коммунистические взгляды, поэтому его обращение к экзотическому, фантастическому материалу казалось не менее ирреальным и причудливым поступком. «История пионового фонаря – невеста из ада» пользовался успехом у зрителей не только в Японии, но и за ее пределами, потому что Ямамото окрасил хоррор-историю в социально-критические тона, но при этом позаботился о ее зрелищной стороне.

Ретроспективу украсит один безусловный шедевр – фильм «Сказки туманной луны после дождя» Кэндзи Мидзогути, снятый в 1953 году. Андрей Тарковский включил эту картину в список фильмов, которые оказали серьезное влияние на все его творчество. Лентой «Луна в тумане» восхищался Мартин Скорсезе. Это действительно уникальный фильм, в котором физическая реальность фантастична по определению. Явь и вымысел, быль и небыль растворяются друг в друге, рождая на экраны одни из самых пленительных, самых завораживающих образов в истории кино. Мидзогути был гением мировой режиссуры. Он снимал фильмы по принципу: один кадр – один план. Камера в его картинах совершала плавные и невероятно сложные передвижения в рамках каждого  эпизода. Он не работал как режиссер монтажного кино, а выстраивал поразительную и очень прихотливую внутрикадровую мизансцену, благодаря которой его «мерцающие потусторонним светом кинопоэмы» напоминают древние свитки, которые разворачиваются перед нашими взорами.

Фильм «Искажения» в постановке одного из старейших режиссеров мира Сэйдзюна Судзуки придется по душе любителям авангардного, эстетского, причудливого, фантастически красивого кино. Это попытка придать древнему жанру «кайдан» постмодернистскую форму, свойственную современной мировой культуре.

А откроет ретроспективу наиболее свежий пример кайдана  - фильм «Путешествие к берегу» (2015 год, режиссер - Киёси Куросава), поставленный одним из лучших мастеров современного японского кино. Эта картина интересна тем, что с помощью современного материала Куросава, который славится своими хоррорами и мелодрамами, пытается соединить эти два жанра воедино. Результат восхищает, свидетельство чему - приз за лучшую режиссуру в конкурсной программе «Особый взгляд» на Каннском МКФ в 2015 году.

Хорошая традиция

Это уже шестая ретроспектива японского кино, проводимая в Минске при поддержке компании JTI. В предыдущие годы белорусские зрители увидели картины классиков японского кинематографа Сёхэя Имамуры и Кэйскэ Киноситы, посмеялись над культовой комедией о Тора-сане и оценили киношедевры, снятые кинокомпанией «Сётику».

«Содействие развитию белорусско-японских культурных связей - одно из приоритетных направлений деятельности нашей компании в социальной сфере, – отметил Геннадий БРУСНИКОВ, заместитель директора ИООО «Джапан Тобакко Интернэшнл ЭсЭндДи» (JTI). –Концерты Кейко Мацуи, Аллея сакуры, международный проект, посвященный Иосифу Гошкевичу, – вот только несколько примеров масштабных мероприятий, проведенных в этом направлении при поддержке JTI в Беларуси. С 2012 года этот ряд дополняет ретроспектива японского кино, которая уже открыла широкой аудитории новые яркие страницы японского кинематографа. Мы уверены, что показ фильмов в жанре «кайдан» продолжит хорошую традицию и расширит диапазон наших представлений о еще одной своеобразной и красивой грани японского искусства».

Приятным дополнением к открытию ретроспективы станет выставка художественных работ учеников арт-студии Центра японской культуры «Хагакурэ», выполненных в жанре традиционной японской живописи тушью «сумиэ». Выставка будет экспонироваться в холле кинотеатра «Пионер».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно