23238

Я б в водители пошел... Где меня научат?

№ 37 от 15 сентября 2010 года 15/09/2010

_1Сегодня в Беларуси 495 автошкол: практически в каждом районе республики. В прошлом году было подготовлено более 172 тысяч водителей. Причем за последние три года число желающих овладеть мастерством управления автотранспортом увеличивается. Если в 2005 году автошколы окончили 108 тыс. человек, то в прошлом году - 172 тыс. В текущем году отмечается некоторый спад: их количество уменьшилось на 0,8%.

Кадры хромают

«АиФ»: - Повсеместно говорят, что у нас существует проблема подготовки преподавателей автошкол. Так ли это?

- Если с преподавателями теории особых проблем нет, то по мастерам производственного обучения управления транспортным средством у нас есть некоторые проблемы. С нашей стороны принимаются все меры для улучшения их профессиональных навыков.Так, с июля 2008 года человек, желающий стать мастером, должен не только окончить обязательные двухнедельные подготовительные курсы (80 часов), но еще иметь образование не ниже среднего специального. Сегодня на базе Минского государственного автомеханического колледжа готовят таких специалистов, для них разработана и согласована программа. Кроме того, для мастеров планируются курсы повышения квалификации, различные мастер-классы.

«АиФ»: - Работа мастером - не из легких. Здесь необходимы терпение и выдержка. Проходят ли преподаватели вождения какое-то психологическое тестирование?

- Среднеспециальное образование, которое обязательно для мастеров, предусматривает приобретение педагогических и психологических навыков. Мастер производственного обучения вождению должен быть не просто хорошим водителем, но и профессиональным педагогом со знанием всех педагогических дисциплин, в том числе психологии. Этому аспекту уделяется серьезное внимание.

Практики маловато!

«АиФ»: - Многие курсанты, окончившие автошколу, утверждают, что практики недостаточно?

- На мой взгляд, вопрос не в программе, а в обучении. На сегодняшний день мы считаем, что количество часов, которое выделено для практики, достаточно. Возможно, для теории многовато времени. Сейчас решается вопрос об индивидуальном подходе к каждому курсанту.

«АиФ»: - В одних автошколах обучают на протяжении трех месяцев, а другие - четырех? С чем это связано?

-Установленный минимальный срок обучения – три месяца. Больше можно, меньше - нет. Все сроки должны быть оговорены в договоре между курсантом и автошколой. Поэтому внимательно читайте договор!

«АиФ»: - Какие самые частые нарушения встречаются в работе автошкол?

- Больше всего недостатков выявляется при обучении практическому вождению. Главные нарушения среди мастеров – приписки, низкий уровень подготовки, ненадлежащее содержание учебного транспорта. Невыполнение программных требований. Например, мастер должен отрабатывать с курсантом упражнения на автодроме, а он в это время занимается в городе.
Все это происходит из-за отсутствия должного контроля со стороны администрации автошколы за мастерами. Но в последнее время пресса широко освещает эти проблемы. Поэтому люди часто звонят и пишут нам жалобы. Если факты нарушений подтверждаются, мы принимаем меры.

«АиФ»: - Почему в автошколах эксплуатируются очень старые автомобили?

- Разработан проект, который ограничит возраст учебных автомобилей. Для автомобилей категории «В» не более 10 лет, для остальных - не более 15 лет. Те автомобили, которые уже зарегистрированы, продолжат эксплуатироваться до тех пор, пока их не спишут. А с 1 января 2011 года старые автомобили не будут допускаться к работе.

Автодромов станет больше

«АиФ»: - А что с автодромами в Минске. Их явно не хватает ...

- Проблема актуальна. Но она решается. ДОСААФ для всех своих автошкол будет строить автодромы. Некоторые другие автошколы тоже решают этот вопрос. Сегодня в Минске 62 школы (32 %) имеют в наличии только 19 автодромов (15 - в городе, 4 – за кольцевой дорогой).

«АиФ»: - Как часто вы проверяете работу автошкол? И за что могут закрыть автошколу?

- Подготовка водителей – это услуга, которая подлежит обязательной сертификации. Сертификат выдается на пять лет. За время его действия она подлежит инспекционному контролю не менее одного раза.В прошлом году в 40 автошколах был приостановлен набор в группы. И было два или три факта отказа в выдаче сертификата. В этом году по республике в 8 случаях приостановлен набор учащихся. Сегодня закрылось 4 автошколы и на подходе еще две школы.

«АиФ»: - Как защитить свои права во время обучения в автошколе?

- Прежде всего, нужно обратиться к директору автошколы. Не помогает - идите в вышестоящую инстанцию. Если же курсант обучается в частной школе, то ему необходимо обращаться в орган по сертификации. Обычно автошкола идет нам навстречу и быстро реагирует на все претензии.

«АиФ»: - В прессе регулярно появляются сообщения о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных по вине молодого водителя. Получается, что автошколы плохо готовят будущих водителей?

- Проблема молодого водителя существует. Но ее нужно решать по примеру западных стран. Там существует двухфазное обучение. Есть временное и постоянное водительские удостоверения. Постоянное удостоверение выдается через определенный период (от 6 месяцев до двух лет).На Западе для владельцев временного удостоверения действует ряд ограничений: по скорости, по алкоголю, нельзя ездить ночью одному, запрещено перевозить пассажиров. Штрафы максимальные. То есть, получив временное удостоверение, водитель продолжает учиться. Только после повторной сдачи экзамена водитель получает постоянное водительское удостоверение.

«АиФ»: - Есть мнение, что в автошколе невозможно научиться водить машину. Только практика вождения поможет стать настоящим водителем...

Я с этим категорически не согласен. Прежде всего, надо выбирать хорошую школу. Там где учат, а не натаскивают на сдачу экзамена. Вся программа, которая сегодня действует у нас на категорию «В», достаточна, чтобы получить первоначальные навыки вождения.

Оставить комментарий (0)