25592

Врачебные ошибки. Пациенты в Беларуси чаще выигрывают дела против врачей

№ 20 от 15 мая 2013 года 15/05/2013

О каких правах следует знать пациентам и в каких случаях они могут рассчитывать на компенсацию морального вреда, «АиФ» рассказала юрисконсульт общественного объединения «Защита потребителя» Екатерина ОРЛОВСКАЯ.

Врачебная ошибка

Следует различать врачебную ошибку, которая не содержит в себе вины медицинского работника (это называется добросовестное заблуждение), и халатное или невнимательное отношение врачей, то есть ситуации, где врач мог предвидеть негативный исход лечения. Так, к врачебной ошибке чаще всего относят внезапные и впервые выявленные аллергические реакции пациента. Если во время получения медицинской помощи у пациента возникла аллергия, которой до этого момента у него никогда не было, то в этом нет вины врача, и предъявлять претензии к нему неправомерно. Неправильно установленный диагноз в силу несовершенства медицинской науки и недостаточной подготовки врача также может быть признан врачебной ошибкой.

Другое дело, если врач мог предвидеть последствия оказываемой медицинской помощи. Например, он использовал некачественно работающую аппаратуру либо не назначил обязательного обследования. В этом случае к врачу уже можно предъявлять претензии о некачественно оказанной услуге, а возможно, и о служебной халатности либо ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей медицинским работником.

Платные и бесплатные услуги

Не важно, получал человек медицинские услуги в государственной больнице или частном медицинском центре. Имеет значение лишь то, платил ли он за медицинские услуги.

Если человек получил помощь на бесплатной основе, он может потребовать возместить моральный вред и те убытки, которые причинены этой помощью впоследствии: например, закупка дополнительных лекарств, получение дополнительной помощи, санаторно-курортное лечение и др.

Если же помощь оказана на платной основе, то пациент в первую очередь выдвигает требования о возврате денег на приобретение данной услуги.

Алгоритм действий

Если пациент считает, что медицинскую услугу ему оказали некачественно, вначале ему необходимо попробовать урегулировать конфликт в досудебном порядке: предъявить письменную претензию к главному врачу или директору компании, в которой оказывалась медицинская помощь, и получить письменный ответ. Ели же решение в досудебном порядке не удовлетворяет пациента, то ему следует подать исковое заявление в суд. После этого обстоятельства дела выясняются в суде и назначается судебно-медицинская экспертиза.

Права пациентов

По словам Екатерины Орловской, очень немногие пациенты знают, что у них есть право предложить для проведения экспертизы кандидатов, которых они считают нужными. Также пациенты имеют право пригласить в суд специалиста (это лицо, которое обладает специальными познаниями, но отличается от эксперта тем, что не несет уголовной ответственности за дачу ложных показаний).

Несмотря на незнание своих прав, на практике пациенты чаще выигрывают дела в суде против медицинских работников. Дело в том, что медработники, даже оказывая качественные услуги, по причине своей загруженности и экономии времени часто неправильно оформляют медицинские карточки, неявки пациента, исходя из чего суд принимает сторону пациента.

Моральный вред. Моральный вред состоит из двух частей: физических страданий (они выражаются в боли) и нравственных страдания (это такие чувства, как обида, беззащитность и т.п..). Подобно героям американских фильмов, белорусские пациенты оценивают свой моральный вред в сотни тысяч долларов. В Беларуси же моральный вред оценивается судом. Так, из судебной практики Екатерины Орловской, возмещение морального вреда не превышало в эквиваленте 500 долларов.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно