aif.ru counter
18380

Виза без посредников. Когда станем платить за визу 35 евро?

№ 13 от 26 марта 2014 года 26/03/2014

Однако, как считают эксперты, значительной части белорусов снижение стоимости принесет сравнительно малые выгоды, поскольку основная строка расходов на шенгенскую визу - это не визовый сбор, а услуги так называемых визовых посредников (легальных юрлиц и незарегистрированных физлиц, оказывающих те или иные услуги, связанные с получением шенгенской визы), к которым вынуждены обращаться люди.

Андрей ЕЛИСЕЕВ, эксперт Белорусского института стратегических исследований, представляя результаты предварительного анализа «Некоторые аспекты деятельности визовых посредников в Беларуси», отметил: расходы на услуги различных визовых посредников часто превышают стоимость самой визы в несколько раз.

По данным проводившегося в рамках исследования опроса, стоимость услуг визовых посредников для 70% обращавшихся к ним граждан составила от 50 до 150 евро (в эту сумму визовый сбор за шенгенскую визу не входит), а около 15% опрошенных указали, что заплатили 150 евро и более. Бизнес весьма прибыльный: ежегодный объем рынка визового посредничества в Беларуси составляет от 5 до 10 млн евро.

 

Спрос есть. А предложение?

- Развитию полулегального рынка визового посредничества, поиску различных лазеек прежде всего способствует спрос на шенгенские визы, который явно превышает предложение, - подчеркнул Андрей Елисеев. - Беларусь сегодня опережает все другие страны, у которых действует визовый режим с ЕС, по числу выдаваемых шенгенских виз на душу населения. В 2012 году, например, количество выданных шенгенских виз белорусским гражданам составило 703 тысячи, но даже это количество не удовлетворяет существующий спрос. Отмечу, что консульства Литвы и Польши, которые традиционно обеспечивают около 2/3 всех выдаваемых в Беларуси шенгенских виз, работают на пределе своих возможностей. До сих пор не достигнут консенсус между белорусскими властями и польской стороной по вопросу увеличения числа консульских работников в Беларуси.

Еще одну проблему Андрей Елисеев видит в особенностях распределения электронных анкет рядом консульств, из-за чего десятки тысяч белорусов вынуждены платить за услуги визовых посредников:

- Большая часть предоставляемых в открытый доступ для заполнения электронных анкет достается не конечным визовым заявителям, а лицам, которые перепродают бесплатные анкеты.

Эксперт Юлия МУРЫГИНА, ссылаясь на результаты опроса, проведенного возле консульства Польши в Минске, дополнила:

- Преобладающая причина обращения к визовым посредникам - сложности с электронной регистрацией для подачи документов на визу. Эту причину как единственную указали более 70% респондентов. Около 11% опрошенных указали в качестве причины большие очереди на подачу документов в консульство, еще около 14% - необходимость в обосновании (приглашение, бронь в отеле, наличие VAT) для получения визы. Причем зачастую респонденты, указавшие в качестве причин «большие очереди в консульство» и «необходимость в обосновании», отметили одновременно и сложности с электронной регистрацией.

Что имеем

По словам Андрея Елисеева, сегодня визовых посредников в Беларуси можно разделить на несколько условных категорий. Так, у нас есть туристические фирмы, которые аккредитованы при консульствах. Это важные, легально действующие игроки на визовом рынке. Но все же многие заявители вынуждены обращаться к ним не за покупкой тура или бронированием отеля, а в связи со сложностями при электронной регистрации на подачу документов.

Есть на рынке и процедурные посредники - компании, оказывающие помощь исключительно в заполнении визовой анкеты и консультирующие по необходимым документам. Подобные услуги стоят сравнительно недорого, но они не решают проблему электронной регистрации.

Такая категория, как регистрационные посредники, или «хакеры», - это посредники, которые продают исключительно визовую регистрацию. Во многом из-за них простым гражданам чрезвычайно сложно самостоятельно зарегистрироваться на подачу визовой заявки.

И, наконец, есть категория посредников, предоставляющая наряду с возможностью электронной регистрации фиктивные документы для получения визы, например, договор с принимающей стороной. При этом заявители часто обращаются к фиктивным схемам не потому, что не имеют собственных обоснований цели поездки, а из-за сложностей с электронной регистрацией.

Обязательно для исполнения

Согласно Визовому кодексу ЕС, обязательному для исполнения всеми консульствами стран Шенгенского пространства, в целях упрощения визовых процедур консульства в стране пребывания при необходимости реализуют различные формы сотрудничества (общие визовые центры, совместное размещение или ограниченное представительство), в том числе с так называемыми внешними поставщиками услуг. За внешним поставщиком может закрепляться следующий комплекс услуг: предоставление общих данных по визовым требованиям и заполнению заявок, информирование заявителя о необходимых сопроводительных документах, сбор данных и заявок и передача их в консульство, сбор оплаты и т.д. Плата за услуги визового посредника не должна превышать половину стандартного визового сбора, т.е. должна быть не более 30 евро.

В настоящее время в Беларуси действует всего один подобный внешний поставщик услуг - Визовый центр Испании в Минске, открывшийся в мае 2013 года.

Какой выход?

Авторы исследования видят решение проблемы с большими очередями белорусов за визами в более либеральной визовой политике:

- Мы призываем консульства стран - членов Шенгенского соглашения выдавать заявителям с подтвержденной визовой историей многократные визы сроком действия более одного года (Визовый кодекс ЕС позволяет до 5 лет), что уменьшит нагрузку на консульские учреждения и уравновесит разницу между спросом на шенгенские визы и существующим предложением. Также следует рассмотреть возможность заключения соглашений с внешними поставщиками услуг в соответствии с нормами Визового кодекса ЕС. Это позволило бы распределять электронные анкеты более справедливо и упредило бы их перепродажу, а также уменьшило бы расходы на получение шенгенской визы для тысяч заявителей.

Белорусским компетентным органам рекомендуется удовлетворить просьбы консульских учреждений стран ЕС об увеличении консульского штата.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Второй секретарь Посольства Литовской Республики в Республике Беларусь Андреюс ГАЙОСИНСКАС:

- Что касается просьб литовской стороны об увеличении консульского штата, то мы никогда не получали подобных отказов, то есть таких проблем у нас не было.

Сложностей с электронной записью для подачи документов на визу в посольстве Литвы сейчас тоже нет - они могут возникать летом. С декабря 2013 г. по сегодняшний день буквально на завтра висят свободные места. Если человек не может прийти завтра, то он может записаться на следующий рабочий день.

К сожалению, часто приходится сталкиваться с фиктивным туризмом, но мы боремся с этим явлением и аннулируем аккредитацию недобросовестным турфирмам. При этом нам не хотелось бы поголовно проверять туристов, т.к. есть возможность, что у многих могут оказаться фиктивные документы, а мы не хотим, чтобы было большое количество отказов. В Беларуси процент отказов в визе составляет 0,19% от общего числа заявок. Большая часть - это люди, уже находящиеся в черном списке стран Шенгена. Кстати, ряду категорий граждан Беларуси в представительствах Литовской Республики выдаются бесплатные визы – в 2013 году их было 30% от общего числа выданных виз.

А открытие визового центра очень слабо повлияет на деятельность серых посредников, потому что их основная работа - подготовка фиктивных документов. Визовый центр решит проблему очереди, а не фиктивных документов.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых