4090

Великий понедельник. Особенности первого дня Страстной седмицы

В понедельник, который, как и другие дни этой седмицы, называется Великим, Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, проданного своими братьями в рабство в Египет, а также евангельскую повесть о проклятии бесплодной смоковницы

Последняя, седьмая неделя Великого поста находится уже за пределами периода Четыредесятницы, Страстную от нее отделяют Лазарева суббота и Вербное воскресенье (27 и 28 апреля в 2013 году). Страстная седмица посвящена  воспоминаниям о страданиях, Крестной смерти и погребении Иисуса Христа.

Эту строгую неделю верующие проводят в сосредоточении и молитве. Священнослужители в храмах на Страстной одеты в черные одежды. Из-за важности вспоминаемых Церковью событий все дни недели называются Великими.

В первые три дня – в Великий понедельник, вторник и среду – в храмах совершается Литургия Преждеосвященных даров с чтением Евангелия. Евангелие также читается на утренях.

В Великий понедельник Церковь призывает верующих встретить «начатки страстей Господних».  Вспоминаемый на службе патриарх Иосиф считается прообразом страдающего Христа: это история, которая как бы помогает подготовиться к осознанию будущих невинных страданий Иисуса.

Согласно Писанию, Иосиф вызвал зависть своих родных братьев (он был наделен даром вещих снов, в которых видел себя как бы возвышающимся над своей семьей). Позавидовавшие братья сообщили отцу, что Иосифа растерзали звери, показали якобы испачканную в крови одежду, а на самом деле продали его в рабство в Египет за двадцать сребреников.

В Египте Иосиф был приобретен царедворцем Потифаром, его жена искушала Иосифа, но он не поддался искушению и сохранил целомудрие. Впоследствии Иосиф возвысился при дворе египетского фараона, по сути, поднялся «по карьерной лестнице», и благодаря своей мудрости помог предотвратить голод в стране, стал вторым лицом в государстве; в итоге его же собственные братья однажды пришли к нему за помощью. Оставшись неузнанным, Иосиф помог братьям, был щедр, не упрекнул их за предательство.

Параллели очевидны: как и Иосиф, сам Христос становится объектом зависти для иудеев, как и Иосиф,  Иисус был предан и «продан», только за тридцать сребреников.

Из Евангельских событий в Великий понедельник Церковь также вспоминает притчу о проклятии и «иссушении» бесплодной смоковницы. Так, согласно Евангелию, после входа в Иерусалим Христос хотел утолить голод плодами смоковницы, которая росла около дороги. Однако плодов на смоковнице не было, и Христос произнес слова проклятия: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21:19). Вскоре смоковница была иссушена  - т.е. засохла.
Толкуется эта притча следующим образом: смоковница изображает иудейский народ, среди которого Христос не нашел истинного плода, т.е. веры, а нашел лицемерие. Кроме того, смоковница олицетворяет также всякую душу, которая не приносит плода покаяния. Проклятие Христа за неплодие смоковницы  - это символ правосудия Божия, которое следует за Его терпением и постигает нераскаянных.

Кроме того, утром в понедельник Страстной седмицы начинается редкое и древнее священнодействие: речь идет о мироварении – чине приготовления мира (от греч. mýron – «умащение»). Это смесь растительных масел, душистых трав и смол, священное вещество для таинства Миропомазания, которое совершается над каждым православным христианином сразу после таинства Крещения. Миро употребляют также для освящения новых престолов в храмах.
Мироварение совершается самим Патриархом Московским и всея Руси. Собственно в Великий понедельник Патриарх читает молитвы на начало чина, а само торжественное освящение мира происходит в Великий Четверг в Богоявленском соборе в Москве.

Автор: Алена Кухарь

Использованы материалы сайтов Patriarchia.ruPravmir.ru,Taday.ru.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно