1129

«Вам шашечки или ехать?» Как будут работать такси в Беларуси

"Аргументы и факты" в Беларуси № 41. «Вам шашечки или ехать?» 08/10/2024

До поры до времени рынок такси в нашей стране не претерпевал масштабных преобразований. Новые правила начнут действовать с 1 ноября. О чем идет речь?

Пожалуй, нет другого направления в отрасли обслуживания, где имеется столько болезненных точек, как в таксомоторных перевозках. «Сделала предзаказ такси накануне вечером, т. к. нужно было рано утром попасть на вокзал. Но такси не приехало! Если бы я так работала, меня бы давно уволили. Наведите порядок с кадрами! Где вообще находится книга жалоб и предложений?» - говорит несостоявшаяся пассажирка такси Ольга КРИПСКАЯ.

Или другой пример: наниматель пообещал оплатить дорогу своему немолодому работнику, но требовалось представить подтверждение поездки - чек. К слову, это было отмечено при оформлении заказа. Но дальше что-то пошло не так. Водитель отказал в выдаче чека и потребовал покинуть салон машины. Попытки вызвать другое такси также не увенчались успехом, поскольку оператор просто заблокировал клиента.

Но и сложных пассажиров хватает! «Это тяжелая работа. Целый день в разъездах и очень часто в час пик. Примерное количество посадок – около нескольких десятков. Вдобавок взаимодействие с людьми – дело крайне напряженное, ведь хватает конфликтных ситуаций. Чаще всего достают не только пьяные и неаккуратные пассажиры, но и жалобщики, хамы и любители поговорить по душам», - рассказывает таксист Евгений БЫКОВ.

Для «АиФ» комментирует первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Юрий КОСТЮК.

«Деятельности такси не хватало прозрачности, что позволяло систематически нарушать требования законодательства и права потребителей, - утверждает Юрий Костюк. – В стране действует Закон о защите прав потребителей, согласно которому каждый пассажир имеет право сам определять, насколько безопасную услугу ему предлагают. Несмотря на это, ряд диспетчерских служб и перевозчиков выстроили систему противодействия не только пассажирам, но и контролирующим органам. К примеру, как человек может защитить свои права в спорной ситуации, если диспетчерская служба находится в Нидерландах или Чехии? Как правило, узнав о местонахождении предприятия, клиент такси просто отказывался от претензий. Ведь в такой ситуации проблематично выяснить, кому диспетчер передал заказ и какой перевозчик либо водитель отказался его выполнять».

По словам эксперта, в сфере нерегулярных перевозок, не затрагивающей рейсовые маршруты, число обращений граждан в различные инстанции, в том числе и Транспортную инспекцию, традиционно оставалось достаточно высоким. Да и в целом настало время навести порядок и привести работу всех участников транспортной деятельности в соответствие с требованиями безопасности, отмечает собеседник «АиФ».

НОВОВВЕДЕНИЯ

«По новым правилам диспетчерские службы должны находиться только в пределах нашей страны. Причем иностранным компаниям необходимо создать юрлицо в Беларуси, чтобы работать дальше. Таким образом, не только пассажир сможет в любой момент обратиться к тому, кто передал его заказ, но и контролирующий орган. К тому же все диспетчеры и службы такси должны будут использовать при приеме (передаче) заказов инфоресурсы, размещенные исключительно на территории Беларуси. Отдельно стоит отметить введение обязательной видеофиксации процесса перевозки пассажиров. Это связано с возникающими конфликтными ситуациями между водителями и пассажирами. Как правило, в них сложно разобраться, поскольку есть только противоречивые показания сторон конфликта. При этом наличие средств видеофиксации будет дисциплинировать как водителей, так и пассажиров», - говорит эксперт.

Прозрачность рынка позволит обеспечить предусмотренный указом №32 реестр автомобильных перевозок пассажиров. В него должны быть включены все, кто работает на рынке нерегулярных перевозок. Чтобы попасть в реестр, потребуется выполнить некоторые условия. Например, водитель обязан пройти обучение, а машина должна обязательно соответствовать определенным требованиям. То есть должны быть техосмотр, страховка, спецнаклейки и плафоны, видеорегистраторы, таксометры, информация в салоне о ценах и перевозчике и иное. Без включения в реестр работать будет запрещено. Владельцем реестра и его оператором выступает Транспортная инспекция. К слову, указом предусмотрено, что с 1 августа по 1 ноября включение сведений в реестр осуществляется бесплатно. Подобные преференции предусмотрены для того, чтобы рынок быстрее и проще адаптировался к новым условиям работы. Пассажиры смогут самостоятельно заходить в реестр для ознакомления с необходимой информацией. Сейчас прорабатывается вопрос о том, как реализовать такую возможность.

КСТАТИ
После 1 ноября включение в реестр будет платным, придется уплатить госпошлину: за одного водителя - 1 базовую величину (сейчас это 40 руб.); за каждое ТС - 2 базовые (80 руб.); за включение диспетчера - 100 базовых (4000 руб.).

По словам эксперта, в реестр будут включены сведения о диспетчерах, водителях, перевозчиках и их транспортных средствах (ТС). Например, если кого-то заинтересует конкретное ТС, можно будет ознакомиться со сведениями о нем в реестре. Данная информация позволит убедиться в наличии страховки, техосмотра, водительского удостоверения, медсправки… То есть реестр позволит до передачи заказа диспетчером перевозчику или водителю проверить, все ли соответствует законодательству. По словам эксперта, до сих пор многие диспетчеры ссылались на то, что нет возможности физически запросить и проверить данные о ТС или водителе. Сейчас такая возможность появилась. Более того, согласно вносимым изменениям в правила перевозок пассажиров теперь диспетчер будет нести ответственность за безопасность перевозок. И в случае наступления конфликтных ситуаций диспетчеры будут сами заинтересованы в том, чтобы передать заказ не просто кому-нибудь, а тому, кто сможет качественно выполнить перевозку в соответствии с Законом о защите прав потребителей. В свою очередь перевозчик будет уведомляться реестром за определенное количество дней об окончании срока действия необходимых документов. То есть, если будет заканчиваться срок действия страховки, техосмотра, водительского удостоверения у водителя, перевозчику придет уведомление о том, что нужно продлить их действие. Это позволит исключить нарушения законодательства, допущенные в силу элементарной забывчивости. Дополнительно в реестр в обязательном порядке будут включаться сведения о переданных заказах. В итоге можно в автоматическом режиме установить, кто выполнил заказ, но не находился в реестре, а также причину, по которой он в нем отсутствовал (к примеру, отсутствие техосмотра).

К слову, нет ограничений на использование автомобилей-такси в личных целях в свободное от работы время. Однако для того, чтобы не вводить в заблуждение потенциальных пассажиров, потребуется снять с ТС внешние элементы автомобиля-такси. Кроме того, новые правила не препятствуют подработке в службах такси на условиях совместительства.

 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно