Работа Международного белорусско-российского форума «Никто не забыт, ничто не забыто», начавшегося 13 ноября в Минске, набирает темп. Мероприятия 13 и 14 ноября показали, как тесно переплетаются научная дискуссия, школьная практика и работа по сохранению исторической памяти.
На пленарной сессии ключевым стал доклад доктора исторических наук, старшего научного сотрудника кафедры истории и археологии ТГПУ им. Л. Толстого А.А. Клейменова «Когда жертвой становится правда: отражение событий Великой Отечественной войны в школьных учебниках стран Запада». На примерах из учебников Франции, Великобритании и США он показал, как замалчиваются преступления нацистов и их пособников, как размывается роль СССР в разгроме фашизма и преувеличивается вклад западных союзников. Примеры, приведённые исследователем, продемонстрировали: фальсификация может быть не грубой, а тонкой — построенной на умолчаниях, расстановке акцентов и выхолащивании контекста. Это сделало выступление одним из концептуальных в рамках форума, задав направление дальнейшему обсуждению проблемы исторической достоверности.
Секция «Материалы просветительского проекта “Без срока давности” в научном и педагогическом дискурсе России и Беларуси» была посвящена осмыслению документальных свидетельств преступлений нацистов. Д.М. Толочко говорил об оккупационном режиме на Гомельщине, С.И. Тыкун — о преступлениях вермахта на территории Беларуси, А.П. Шиляев — об освобождении Гомеля и культуре памяти. А.Ф. Ратько представил материалы о партизанском движении, И.Г. Копытич и И.И. Любанец — проект «Эхо войны в истории моей семьи», А.В. Касович — исследование «Монумент Победы в Минске: от идеи – к воплощению». Учитель Д.М. Волосевич показала, как память о войне отражается в совместных филателистических проектах Беларуси и России.
Во время работы секции «Борьба с фальсификацией истории Великой Отечественной войны в условиях современной информационно-цифровой среды» обсуждались механизмы сознательного искажения истории в зарубежной печати и массовой культуре, анализировался российско-белорусский опыт научной, просветительской и образовательной работы, направленной на противодействие этим процессам. Особое внимание уделялось тому, как учебные курсы, поисковое движение и военно-историческая реконструкция помогают формировать у молодёжи целостное и устойчивое к деструктивному воздействию представление о Великой Отечественной войне.
14 ноября прошёл мастер-класс «Практики преподавания истории Великой Отечественной войны в школе и вузе: опыт педагогов Союзного государства России и Беларуси». С.Н. Демидович, учитель истории и обществоведения ГУО «Узденская районная гимназия», показала, как метод кейсов помогает ученикам самостоятельно разбирать сложные сюжеты военной истории. Е.И. Белянкова, кандидат педагогических наук, директор института инновационных образовательных практик ТГПУ им. Л. Толстого, представила возможности проектной и исследовательской работы в школе и вузе. Н.В. Лебединец, Е.В. Шушунова, А.А. Сухоруков, Д.А. Коломенцева раскрыли подходы тульских преподавателей к организации курсов по истории войны с учётом рисков глобального информационного пространства. Участники отмечали, что подобные форматы позволяют соединить академическую глубину и практико-ориентированное обучение.
Продолжением стала работа мастер-класса «Цифровые ресурсы на уроках истории Великой Отечественной войны», во время которого было продемонстрировано, как цифровой контент, архивные базы, интерактивные карты и мультимедийные проекты помогают сделать уроки не только информативными, но и эмоционально насыщенными. Отдельный интерес вызвал опыт работы с цифровой «Библиотекой ЦОК» и региональными ресурсами, позволяющими соединить общую историю Великой Отечественной войны с локальными сюжетами Тульской области и белорусских регионов. Очень тепло было встречено участниками выступление учителя истории и обществоведения ГУО «Кухчицкая средняя школа Клецкого района» Д. М. Волосевич о практике преподавания истории ВОВ в школе.
Участники форума подчеркивали: изучение истории Великой Отечественной войны остаётся важнейшим фактором формирования гражданственности и патриотических ценностей молодёжи; у двух стран не только общая память, но и общая повестка в сфере исторического образования.
Впереди участников ждёт не менее насыщенный брестский день: обсуждение роли архивов, музеев и библиотек в сохранении исторической памяти, встречи в РЦНК, а также посещение Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Форум продолжится на земле, где каждый метр хранит свидетельства героизма, — и именно там разговор о правде истории получит своё эмоциональное и содержательное продолжение.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть