Тревожит одно обстоятельство: в заявлениях лидеров стран о модернизации отсутствует слово «культура». Понять это можно. В условиях жёсткого кризиса власть хватается за главное: хлеб и железо. Ну а культурное может подождать...
Культурный «быстросуп»
В кратковременном измерении это соображение, наверное, справедливо. Культура в отличие от селёдки или автомобиля ржавеет значительно медленнее. Несмотря на падение навыков чтения, дороговизну книг, исчезновение десятков тысяч библиотек, мы остаёмся читающим и культурным народом. Несмотря на массовое обеднение интеллигенции, концертные залы филармоний всё ещё заполняет публика, среди которой немало молодёжи. В стране, несмотря на резкое увеличение доли малоимущих, в обедневших семьях остаётся внутренняя установка на образование для детей.
Культура распадается не через пять-десять лет, а по мере того как из жизни уходят поколения, которые накапливали её по крохам в течение предшествующих десятилетий. Но надо понимать, что и возвращаться к высоким культурным стандартам придётся тем же путём и в течение нескольких поколений. Можно купить культурный «быстросуп», но культуру за быстрые деньги не купишь. Наши начальная, средняя и высшая школы уже показывают признаки деградации не столько потому, что там нет современного оборудования, а потому что уходит поколение учителей и профессуры высшей пробы. «Упрощаются» мозги и профессиональная мораль, которые были сформированы советскими представлениями о том, что «знание - сила».
Сегодня едва ли кому под силу подняться до уровня фильма А. Тарковского «Андрей Рублёв». Наше кино, несмотря на обретённую творческую свободу, фактически перестало соответствовать мировому уровню и по всем позициям уступает американскому. Не потому что нет денег, а потому что уже затронута корневая система культуры - подготовка кадров. В индивидуальном творческом садике ещё может зацвести вишня, но вишнёвый сад в ближайшее десятилетие уже не зацветёт.
Можно порадоваться, что для «спасения чести» Театра им. Вахтангова приглашён (как Гус Хиддинк в футбол) талантливый и яркий режиссёр Римас Туминас из Литвы. Ничего зазорного в этом нет. Такая практика распространена по всему миру. И тем не менее это ещё один тревожный звоночек. Да, Россия остаётся одной из театральных стран мира. У нас тысячи театров. Но куда же подевались собственные Станиславские? Где, когда и что мы проглядели? Всё ли мы знаем о положении дел в нашей культуре?
Что там, на Парнасе?
Когда говорят о бедственном положении культуры, то прежде всего подразумевают проблему недофинансирования. И лишь потом говорят о последствиях хронического безденежья. Да, культура у нас и при коммунистах, и при капиталистах финансируется по остаточному принципу. Вот «встанем с колен», вот проведём модернизацию, вот засияет солнце демократии... Вот поумнеет, взглянет на захламлённый Парнас бизнес и ужаснётся. И тогда (если цитировать из «Трёх сестёр» Чехова) «настанет новая, счастливая жизнь». Может быть, это и так. Культура умеет ждать.
Но есть и ещё один тревожный аспект: неспособность нашего сообщества трезво оценить качественное состояние культуры. Комплиментарность, снисходительность и захваливание сомнительных талантов стали повсеместными. И это, похоже, устраивает ту часть культурной элиты, которая доит разросшееся, но, увы, беспородное культурное стадо. В стране уже сложилось несколько кланов, которые кормятся не за счёт высоких образцов культуры, а за счёт коммерциализации дешёвых поделок и контрафакта. Звучащие время от времени протестные нотки заглушаются разговорами о том, что «народу это нравится», «народ хавает». Народ действительно уже почти приучили к голой заднице, к мату на сцене, к грубому насилию на экране и гоготу над телевизионными «хохмами». Производство «народного смеха», как заготовка дешёвой «хамсы», поставлено на поток. Качество развлекательных программ катастрофически падает. Настоящего юмора в них так же мало, как мяса в дешёвых сосисках. И неудивительно, что настоящий смех тоже стали подменять записанным «фанерным» смехом.
Из культуры вымывается серьёзная критика, бывшая веками составной частью и гордостью русской культуры. Провальные спектакли, дешёвые шоу, обветшавшие имена, утомлённые славой физиономии и ляжки не получают объективной оценки. Идёт рекламное, проплаченное захваливание имён, имеющих доступ к административному ресурсу и покровителей в высшем телевизионном мирке. И редко когда прозвучит вопрос: а почему же наши «звёзды» не котируются на европейских подмостках, не приглашаются в западное кино, не звучат в престижных номинациях? Почему «властителей наших сердец» дальше Юрмалы не приглашают? Мы, разумеется, не говорим о нашем балете, наших дирижёрах и исполнителях классического репертуара.
И наконец, всё более губительную роль играет телевизионная реклама. Ведь впаривать рекламу пива, фальшивых распродаж, стирального порошка и особо душистых прокладок под «куда, куда вы удалились?» как-то не с руки. Значительная часть наших сериалов, по сути дела, изначально и про-дюсируется именно как дешёвые прокладки для рекламы. Каков заказ, таково и качество.
* * *
К сожалению, высшая политическая элита устраняется от оценок культуры, в том числе и от оценок телевещания. Кому-то, наверное, мешают старая дружба, переплетённость политических, культурных и бизнес-элит. Кто-то не хочет портить отношения с кумирами голосующих обывателей. Кому-то из политиков нравится неприкрытая лесть «мастеров культуры».
Наверное, присутствует и иное соображение: пусть-де эстрадные щеглы и скоморохи тешат народец чем угодно, пусть у них хоть павлиньи перья из задницы торчат, лишь бы народ не лез в политику и правильно голосовал на выборах. А вот мемуаристы между тем пишут, что Сталин и «ближайшее окружение» бывали на всех премьерах Большого театра, ценили оперу и балет. То есть в промежутках между массовыми арестами и расстрелами чётко давали понять, какое именно «искусство должно принадлежать народу». Нам бы тоже не помешал такой сигнальчик. Только, господа, без арестов, без лагерей, без крови…
Вячеслав КОСТИКОВ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть