11037

Таможенный союз: как аукнется, так и откликнется

Дело в том, что на закончившейся 30 июня сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси Таможенный кодекс так и не был ратифицирован. Рассмотрение этого основополагающего документа перенесено на более поздний срок… Тем не менее на данный момент белорусские депутаты ратифицировали пять соглашений по Таможенному союзу. Два из них регулируют отношения в области обязательной оценки соответствия продукции на территории ТС. И еще три - в сфере ветеринарно-санитарного контроля. Такая вот получается ситуация…

Пока более или менее все понятно с вопросом, который больше всего волновал простых граждан – ввоз автомобилей. Даже если бы Таможенный кодекс был ратифицирован, то в соответствии с ним, если на момент вступления Кодекса в силу какие-то нормы не урегулированы решениями Комиссии Таможенного союза либо межправительственными соглашениями, то они регулируются национальными законодательствами. Поэтому порядок ввоза легковых автомобилей физлицами на территорию Беларуси в ближайшей перспективе не изменится. А вот за снятый у нас с учета автомобиль при ввозе в Россию уже придется платить по полной - по действующим российским ставкам…

kovalev- Никаких изменений для наших граждан не должно быть, - так считает декан экономического факультета БГУ, доктор экономических наук, профессор, экономист Михаил КОВАЛЕВ. – Потому что таможенные тарифы по периметру внешней границы были согласованы и фактически уже вступили в силу за исключением таможенных пошлин на ввоз автомобилей, которые возможно, изменятся через полгода или сохранятся национальные тарифы.

Собственно говоря, экономист рассматривает 1 июля как дату «полувступления Беларуси в полутаможенный союз».

 - Пока не все документы подписаны. Этого не произошло, потому что внутри общей таможенной территории сохраняются барьеры по нефти и нефтепродуктам, - рассказал www.aif.by эксперт. - Понятно, что такого Таможенного союза с внутренними таможенными тарифами не знает ни одна страна мира и ясно, что в таком виде окончательное соглашение наша страна подписывать не будет.

Но хочется надеяться, что в процессе переговоров будет найден выход. Ковалев уверен, что решение проблемы лежит на поверхности. Тарифы должны взиматься на внешнем периметре границ Таможенного союза. Тогда, к примеру, в российский бюджет будут поступать тарифы на нефтепродукты после того, как переработанная в Беларуси нефть пойдет на экспорт в ЕС или в Украину.

- При такой схеме Россия практически ничего не теряет, - отмечает специалист. - Только с взиманием тарифа придется подождать до того момента, пока нефть будет переработана и пойдет за территорию Беларуси. Схема проста. Тем более, сейчас все тарифы идут в общий котел, а потом делятся между странами-участницами. При таком варианте наша страна просто получала бы меньший процент (сейчас 3,7%) от общей суммы. И это было бы гарантией того, что российский бюджет ничего не теряет.

Но тут возникает другая проблема. Как разделить совместно полученную прибыль после переработки нефти на наших нефтеперерабатывающих заводах с российскими нефтетрейдерами? Похожее положение когда-то существовало: механизмы «дележа» уже были отработаны, а частные структуры между собой быстро договаривались. Поэтому непонятно, почему Россию не устраивает такой вариант. Остается надеяться, что рано или поздно, наши государства придут к общему знаменателю.

medvedevВ свою очередь заведующий сектором исследований мировой экономики Института экономики НАН Беларуси, член-корреспондент Академии наук Владимир МЕДВЕДЕВ, считает, что образуя Таможенный союз, мы создаем препятствия для вступления Беларуси во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

- Тогда надо находить консенсус с ВТО - каким образом будем вести международную торговлю в таможенном пространстве. Ведь в ВТО принимается только каждая страна в отдельности. Поэтому я отношусь скептически к этому образованию, - заметил специалист. - Либо будем стремиться в ВТО, либо какие-то моменты потребуют уточнения и доработки в рамках Таможенного союза, если таковой заработает в полном объеме...

Кстати, 30 июня, в последний день работы сессии Палаты представителей Правительство отвечало на вопросы депутатов. Основным докладчиком выступал вице-премьер Владимир Семашко. На вопрос о перспективах Беларуси в Таможенном союзе он ответил уклончиво, но интригующе – мол, 5 июля мы все обо всем узнаем наверняка...Что ж – подождем…



Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно