1864

Спросить у народа. Что может решить референдум

№ 27 от 5 июля 2016 года 05/07/2016

По меньшей мере одно государство в мире практикует проведение всенародных опросов на постоянной основе. Это Швейцария. Референдумы здесь проводятся каждый год по нескольку раз. Например, последний референдум в конфедерации имел место в начале июня 2016 года. На него были вынесены сразу пять инициатив, в том числе предложение выплачивать из госбюджета всем гражданам ежемесячное пособие в размере 2500 франков (около 2500 долларов), предложение внести в законодательство поправки, ускоряющие процедуру рассмотрения запросов о предоставлении статуса беженца в Швейцарии, и т.д.

КСТАТИ

Только путём референдума в Беларуси могут быть изменены разделы I, II, IV, VIII Конституции (согласно ст. 140 Конституции). То есть основополагающие права и обязанности граждан, структура и компетенция центральных государственных органов и должностных лиц, порядок действия и изменения Конституции не могут быть изменены иначе чем решением всего народа.

Вынести на референдум инициативу в конфедерации может любой гражданин. Это право было закреплено в конституции 1848 года. Например, по словам посла Швейцарии в Российской Федерации Пьера ХЕЛЬГА, можно выдвинуть идею о ликвидации армии или требование для всех жителей носить по воскресеньям одежду красного цвета. Чтобы инициатива была вынесена на всенародное голосование, инициатор должен зарегистрировать её и за срок 18 месяцев, который пройдёт с момента опубликования текста инициативы, собрать 100 тысяч подписей в её поддержку. И, хотя явку на референдумы нельзя назвать высокой (обыкновенно 60% - уже хороший результат), во многом благодаря устоявшейся культуре референдумов Швейцария считается образцом современной демократии.

Как у нас

- Граждане Беларуси имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, - поясняет со ссылкой на статью 37 Конституции адвокат «Боровцов и Салей БИС» Юрий КОЗИКОВ. - Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается в том числе путем проведения референдумов.

Они проводятся для решения важнейших вопросов  государственной и общественной жизни. Выделяют республиканские и местные референдумы. В зависимости от вида различаются субъекты, обладающие правом его инициирования.

Республиканский уровень

Республиканские референдумы назначаются президентом страны:

  • ˜ по собственной инициативе;
  • ˜ по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой палаты;
  • по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой области и города Минска.

Местные референдумы

Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами (Советами депутатов):

  • ˜ по своей инициативе;
  • ˜ по предложению граждан, постоянно проживающих на территории соответствующей области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета.

Инициатива граждан выражается в виде предложения, внесенного не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Процедура

- Для реализации гражданами инициативы необходимо создать инициативную группу (не менее 100 человек, имеющих право участвовать в референдуме, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска), зарегистрировать ее в Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, собрать подписи граждан (сбор подписей осуществляется членами инициативной группы в двухмесячный срок со дня регистрации инициативной группы на подписных листах установленной формы), после проверки собранных подписей документы передаются в Центральную комиссию, а уже после этого - непосредственно главе государства для принятия решения о возможности проведения республиканского референдума, - продолжает Юрий Козиков.

К слову, юридическая сила решения, принятого референдумом, определяется указом президента о назначении референдума. Таким образом, решения всенародного опроса могут носить обязательный или рекомендательный характер.

Юрий Козиков отмечает, что де-факто использование института референдума в Беларуси проблематично. На то есть много причин: усложненный порядок инициирования гражданами; значительные затраты бюджета на организацию голосования; продолжительный срок осуществления процедуры (от инициирования до решения); отсутствие традиций референдумов; довольно низкий уровень политической культуры и активности населения; высокая вероятность признания решения рекомендательным и т.д.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно