Вы никогда не мечтали об органичном совмещении приятного с полезным? Ну, например, как вам идея провести бархатный сезон на Средиземноморье, сочетая необременительный отдых и знакомство с местными достопримечательностями с ежедневными уроками английского в одной из лучших языковых школ? Только не нужно скептически хмыкать или иронично щуриться. Собеседник «АиФ» - минчанин Владимир, только что вернувшийся с Мальты, где ему удалось провести отпуск именно таким образом.
Давно прошли времена, когда желающим выучить иностранный язык приходилось выбирать между «экспресс-методом Илоны Давыдовой», 25-м кадром или обучением во сне. Учеба – это тяжкий труд. Языковых курсов и школ сейчас множество, причем на любой вкус: разные методики, разные сроки, разные задачи, разный уровень, что называется, на входе и на выходе. От почти бесплатных, при центрах занятости, до безумно дорогих, обещающих «индивидуальный подход». Объединяет большинство этих школ стандартный набор методических приемов, знакомых каждому из нас: общение на изучаемом языке с преподавателем и между собой, новости BBC, просмотр иностранных фильмов с субтитрами и без.
Нагрузка большая, процесс обучения довольно однообразен, периодически даже самому прилежному ученику не хватает времени или сил на ставшие рутинными занятия… Может, как-то мотивировать себя? Например, создать такие условия, когда деться от изучения языка буквально некуда: хочешь или не хочешь, но говорить по-английски сегодня придется. Такой подход практикуют специальные языковые школы для иностранцев: отправляясь в отпуск, вы становитесь учеником одной из них, и в вашем «олл инклюзив», помимо широкого ассортимента напитков и блюд местного производства, оказываются еще и ежедневные уроки. К примеру, для изучения английского можно отправиться на Мальту.
Более полутора веков это островное государство, в силу расположения очень удобное для контроля за средиземноморскими коммуникациями, входило в состав Британской империи, выполняя функцию одной из важнейших баз английского флота. Благодаря этому Мальта и сегодня сохранила не только левостороннее движение, но и прекрасный английский язык, причем в его классической версии. Добавьте к этому жаркое солнце и Средиземное море, теплые лазурные воды которого комфортны для пловца или купальщика даже в середине октября. В общем, вы получаете все плюсы старой доброй Англии без таких её очевидных минусов, как туманы и дожди.
- Почему именно Мальта? Большинство наших соотечественников гораздо консервативнее: если учить язык - то в Англии, если отдыхать - то в Турции или Египте…
- Очень хотелось «продлить лето», однако варианты пассивного отдыха на пляже я даже не рассматривал. Во-первых, после него приходится долго втягиваться в работу, сбрасывать набранные килограммы. Во-вторых, в силу обстоятельств вынужден был ехать один, без жены и детей, что немного развязывало руки в финансовом плане. И не стоит забывать, что лучший отпуск – это смена деятельности и возможность научиться чему-нибудь новому. Отдых на Мальте удовлетворял все три условия. Решение принял моментально: увидел рекламу и понял – это как раз то, что мне нужно именно сейчас.
- И сразу набрали указанный в рекламе номер?
- Конечно, нет. У меня уже есть опыт самостоятельного планирования отдыха. Поверьте, бронировать отели и покупать билеты на самолет – сравнительно легкое занятие. А вот опыта отдыха, совмещенного с учебой, у меня не было. С отдыхом всё понятно – количество звезд, «включено/не включено», дистанция до пляжа… Но, кроме отеля, предстояло выбрать еще и школу. А языковых школ на Мальте действительно очень много, отзывов в Интернете о каждой из них – еще больше, и все англоязычные. Соответственно, и цены совершенно разные. Классический вариант «чем дороже, тем лучше» при таком раскладе не работает. Короче, суммарная стоимость дороги, проживания и учебы несколько превышала доступный мне бюджет, который, к слову, позволял слетать на две недели, к примеру, в Грецию… Потому в агентство обращался с определенной долей скепсиса.
- И у них получилось оптимизировать ваши расходы?
- (Смеется.) Ну, раз рассказываю все это сейчас вам, то, выходит, получилось. Возможно, для них существуют какие-то партнерские скидки, которые не доступны человеку с улицы. Кстати, уже в школе довелось поговорить с людьми, которые все организовали самостоятельно. Так вот, кому-то действительно удалось немного сэкономить, но для этого перелет, например, приходилось бронировать чуть ли не за полгода. Кроме того, самым экономным пришлось изучать значительные объемы информации, вести самостоятельную переписку сразу с несколькими школами, торговаться и т.п. И все это, как вы понимаете, на английском.
- Не было опасений, что потеряетесь в иноязычной среде? Ну, допустим, вас о чем-то спрашивают, вы мучительно вспоминаете слова, но в голову приходит только "London is the capital of Great Britain"…
- И да, и нет. Некоторая база у меня уже была. Правда, не школьная. В школе я все 10 лет учил французский. Зато в университете было 1,5 года английского. Но все это - более 20 лет назад! Все эти годы с английским я все равно пересекался – технические тексты по работе, фильмы с субтитрами, компьютерные игры… Вроде бы этого достаточно, но в какой-то момент я действительно испугался и хотел было все отменить…
- Однако все-таки поехали…
Кстати. Преподаватель школы «EnglishPapa» Светлана в ответ на нашу просьбу в двух словах охарактеризовать уровень английского у Владимира накануне поездки лишь пожала плечами: «Сначала плюсы: хороший словарный запас, способность переводить тексты и даже воспринимать их на слух… Правда, сразу оговорюсь: имеется в виду аудиторное общение между учителем и учениками. Теперь о минусах: это прежде всего отсутствие практического навыка свободной устной речи: «Понимаю, но сказать ничего не могу». Ну и, конечно, невыполненные домашние задания – их невыполнение Владимир объяснял загрузкой на работе».
- Пару слов об условиях, в которых пришлось прожить эти две недели?
- Самые обычные условия, не хуже, чем дома. Номер я выбрал одноместный - не очень большой, но все самое необходимое под рукой, в первую очередь Интернет и кондиционер (без кондиционера, между прочим, там никак, даже в октябре).
Итак, подъем в 7.00, в 8.00 спускаешься завтракать, в 9.00 начинаются уроки. Школа недалеко – в соседнем здании. Уроки длятся до 12.30, за ними следует довольно сытный обед, и примерно с 13.30 начинается свободное время. Его приходилось планировать с таким расчетом, чтобы где-то поужинать.
- Повезло с погодой?
- Температура воздуха на Мальте во время моего отпуска ниже 25 градусов не опускалась. Но в это время года уже то и дело идут дожди. А самое обидное – неспокойным иногда бывает и море. По этой причине в нескольких очень красивых местах с головой окунуться в море не удалось. Но монетки бросал исправно! (Улыбается.)
- Как были построены занятия в школе?
- Понятно, что за две недели учебы выстроить какой-то индивидуальный курс, выявить слабые места и точечно над ними поработать практически невозможно. Тем не менее, многое делается именно в этом направлении. Все вновь прибывшие ученики начинают с того, что пишут довольно объемный тест, по результатам которого оказываются в той или иной группе. Мне показалось, что эти ребята знают, кому и что в итоге нужно.
Поначалу я был удивлен тем, что меня определили не к новичкам. Да, сперва было трудно, но скажу честно: посторонним себя на уроках не ощущал. По крайней мере, хорошо понимал, что происходит вокруг, а на вопросы учителя отвечал всегда бодро и довольно часто в тему (смеется). Главное - то, что на всем протяжении занятий ни на секунду не расслабишься. Пожалуй, именно в этой группе я и получил максимум возможного.
Вообще, надо отметить, что к концу первой недели на английском начинаешь разговаривать даже сам с собой, на второй - пытаешься заводить беседы с соседями.
- Оставалось ли свободное время и было ли чем себя занять, помимо учебы?
- Вот это самое интересное! Может показаться, что после учебного дня сил уже ни на что не остается. На практике же все обстоит с точностью до наоборот: получив утреннюю нагрузку, мозг категорически отказывается отдыхать и требует все новых и новых впечатлений. А с этим на Мальте – никаких проблем.
Можно разрабатывать индивидуальный туристический маршрут самостоятельно, а можно воспользоваться экскурсиями, организованными самой школой. Это, кстати, сулит ряд дополнительных плюсов. Во-первых, вас нигде не забудут, если вы вдруг заплутаете и немного опоздаете. Во-вторых, в качестве гида выступает директор школы, произношение у которого настолько классическое, что, кажется, это именно он озвучивал все учебные тексты, которые вы когда-либо слышали. В-третьих, вокруг одноклассники, которых вы уже научились понимать – есть с кем делиться впечатлениями.
Однако все это - за дополнительную плату. Поэтому не всегда на ту или иную экскурсию собирается достаточное количество учеников, и тогда над досугом приходится думать самому. С этим, к слову, тоже никаких проблем: садишься в автобус – и вперед, к приключениям! Ну, а если это для вас слишком экстремально, то на берегу полно экскурсионных предложений - скажем, морская прогулка вокруг острова по системе «все включено».
- Во время экскурсии можно протестировать свой английский в процессе общения с другими учениками? Вообще, каково это – когда видишь «одноклассников» впервые и все они из разных стран?
- Очень интересно и даже полезно наблюдать, как пытаются разговаривать между собой по-английски люди из разных стран, или пытаться по построению речи либо по каким-то другим признакам определить, откуда этот человек приехал. И в чисто человеческом плане компания интересная, что ни человек – то история. Скажем, девушка родом из Украины, почти 20 лет живущая в Италии и приехавшая на Мальту учить английский со своим бойфрендом-итальянцем. Онлайн-словарь у неё на смартфоне англо-итальянский, она регулярно общается по скайпу с бабушкой на украинском, абсолютно все понимает по-русски, но почти не говорит.
Понятно, что в течение года национальный состав учеников школы все время меняется. Неизменно только одно – тут всегда можно встретить людей из самых, казалось бы, неожиданных мест. Со мной в группе занимались девушки из Монголии, Чехии, Венгрии, Болгарии, Италии, семейная пара из Крыма, парни из Турции, Бразилии, Азербайджана и Китая. А соседями по этажу были представители Германии, Польши, Словакии, Франции и Австрии. В общем, полный интернационал!
- Как такое разнообразие сказывается на изучении языка?
- В целом – очень позитивно: английский для всех - язык не родной, поэтому взаимопонимание достигается значительно проще, чем при общении с его носителями. Однако стоит все время помнить, что, как бы здорово ваши коллеги из других стран, на ваш взгляд и слух, ни владели английским, ошибок в их речи может быть очень много. Не стоит запоминать дословно все, что и как они говорят, и пытаться потом повторять. Вы поняли, что вам хотели сказать – и этого достаточно.
Второй приятный момент - все хотят быть понятыми. И если не хватает слов, в ход идут жесты, поступки, улыбки. Каждый старается проявить свои лучшие качества – подать даме руку, помочь за столом, принести-отнести, пропустить вперед. Все это формирует непередаваемую атмосферу! Оттуда не хотелось уезжать. И туда хочется обязательно вернуться через год!
Правда, над английским в ближайший год предстоит серьезно поработать. Обучение на курсах я, действительно, продолжил. Могу похвастаться, что и преподаватель, и ученики отметили, что я совсем перестал бояться говорить. А вот с домашними заданиями пока все обстоит по-старому – времени на них нет совсем. (Улыбается.)
- Не пожалели, что не взяли с собой семью?
- Когда оказываешься в местах, от красоты которых захватывает дух, всегда хочется, чтобы самые близкие тебе люди в этот момент были рядом и разделили эти позитивные эмоции. Так что жалеть приходилось практически каждый день. Зато теперь есть четкий план – в следующем году едем вместе!
Только над форматом еще предстоит подумать. Возможно, жить семьей непосредственно в школе – не лучший вариант. Но он и не единственный: школа может предложить проживание в семьях, где вас будут кормить завтраками и ужинами и у вас будут апартаменты с отдельным входом. Можно, наконец, просто поселиться в отеле. Покидая Мальту, остро ощущаешь: тот, кто хоть единожды побывал на этом чудесном острове, обречен возвращаться сюда снова и снова – за знаниями, впечатлениями, открытиями. Или просто за языковой практикой и чудесной средиземноморской погодой!
КСТАТИ
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ЕСЛИ ВЫ НА МАЛЬТЕ ВПЕРВЫЕ
- Левостороннее движение. Если намерены брать машину напрокат, потренируйтесь переключать передачи левой рукой. Включайте в свои маршруты дороги с односторонним движением. Двигаясь по ним, придерживайтесь левой стороны.
- Британский стандарт розеток (тип G, 230 В, 50 Гц). Покупка переходника на месте обойдется вам в 2 евро. А если у вас не только зарядка для телефона, но и ноутбук, фен, плойка, утюг, кипятильник? В общем, стоит подготовиться.
- Отсутствие ценников на большинстве товаров в некоторых магазинах. Переходник за 2 евро был куплен именно в такой торговой точке. А ведь, когда лишнего в гостинице не нашлось, его предложили приобрести «буквально за несколько евроцентов». В общем, экономика туристической страны имеет не только приятные особенности.
- Общественный транспорт развит достаточно хорошо. Остров небольшой, и в любую точку можно добраться на автобусе. Ходят они часто, и даже есть расписание. Но ни один автобус ни разу вовремя не пришел. Стоимость проезда – 2 евро на два часа. Это значит, что в течение этого времени вы можете спокойно пересаживаться с автобуса на автобус. Но лучше заранее купить проездной. Неделя поездок обойдется вам в 21 евро. К слову, этот проездной будет буквально подталкивать вас к путешествиям. В качестве альтернативы за 15 евро можно купить карточку на 12 поездок.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть