301

Учить детей думать. Важно подвести ребёнка к границам знания или незнания

"Аргументы и факты" в Беларуси № 42. Развели в доме... красоту! 18/10/2022
На территории лицея № 31 директор поставил скульптуру Дон Кихота. «Это великий педагог!»
На территории лицея № 31 директор поставил скульптуру Дон Кихота. «Это великий педагог!» / Рада Боженко / «АиФ-Урал»

«Чем меньше письменности, но больше словесной, слуховой тактильности, тем успешнее образование», - уверен директор физико-математического лицея №31 Челябинска, заслуженный учитель Александр Попов. Далекий от Беларуси лицей оказался побратимом Брестской крепости.

Челябинский лицей из года в год попадает в список самых известных лучших учебных заведений. Видимо, его директор знает какие-то секреты. Вот об этих секретах «АиФ» и решил поговорить.

«Брестская крепость»

- Александр Евгеньевич, лицей - побратим Брестской крепости. Как это вышло?

- Во время службы в армии времен CCCР, когда нас, новобранцев, везли на поезде с Урала на службу в Прибалтику, я читал повести Бориса Васильева и влюбился в него. «В списках не значился» - его гениальное произведение. И мне хотелось, чтобы дети понимали: Брестский подвиг особый, и нам всем в сердце нужно носить Брест. Поэтому я потом уже договорился с мэром Бреста, с местным лицеем, и они приняли наших учеников в сопровождении учителя. А 22 июня в 4 часа утра в Брестской крепости прошла традиционная военно-историческая реконструкция событий 1941 г. Дети были потрясены. Они привезли к нам на Урал, в лицей, брестскую землю… Пусть нескромно, но мы здесь считаем себя Брестской крепостью образования.

- Держите оборону знаний?

- А как же! В свежем списке двухсот лучших российских школ по конкурентоспособности выпускников наш лицей на третьем месте. В арсенале наших учеников мировое «золото» по математике, физике, информатике, экономике, мировое «серебро» - по химии, «бронза» - по лингвистике, астрономии… Вот только нашим чиновникам от образования это не нужно, они другим заняты.

Кстати, лицей живёт благодаря Андрею Колмогорову - под руководством этого великого математика была проведена реформа математического образования, и в 1963 г. вышло постановление советского правительства о создании физико-математических школ.

Уметь думать и сомневаться

- Вы цитировали греков: образование - это «из уст в уста, минуя письменность». Как вы это видите?

- К примеру, мы придумали, чтобы на педсоветах учителя демонстрировали уроки-блицы - тему урока они должны дать за пять минут. Это очень трудно.

Видите ли, в давние, ньютоновские, времена мгновение не имело протяжённости, а в современном мире некоторые психологи считают, что настоящее длится три секунды. И то, что ты сумеешь сказать в три секунды, и есть настоящее. Чтобы знание не полиняло, чтобы оно в ученика вошло, нужно говорить коротко. Ты принёс знание детям, удивил, а потом им следует думать. С думаньем связана старая история. Как-то большой учёный Египта пришёл к верховному богу и гордо заявил, что изобрёл письменность. «С какой целью?» - спросил верховный бог. «Чтобы людям освободить время для думанья», - был ответ. Верховный же бог на это сказал: «Ну-ну…» Мне кажется, что ничего умнее этого «ну-ну…» про письменность больше никто не сказал. Чем меньше письменности, но больше словесной, слуховой тактильности, тем успешнее образование.

- Обратила как-то внимание одной юной барышни на красоту гусеницы, на что она сказала: «Красивая, как в компьютерной игре». Страшно далеки современные дети от действительности! И от тактильности.

- Есть такая проблема. Вы знаете, у нас в учителя принят дворник Владимир Александрович Ларионов. В любое время года он с моего разрешения снимает детей с уроков, они идут прибирать территорию, и он их учит - как правильно мести, как снег убирать. Есть известное выражение - «труд сделал из обезьяны человека», а мои дети говорят, что их из «обезьян» людьми делает Владимир Александрович. Он очень мудрый, раньше работал на заводе, и, знаете, он в каждом дне находит праздник. Учение-то где начинается? Здесь, во дворе. Поэтому он у нас почётный учитель.

Чтобы Эйнштейн не ругался

- Это ж к вопросу о роли личности в образовании…

- Именно! От личности педагога всё зависит. Как-то в лицее на уроке географии девочка нецензурно выразилась, учительница дала ей новенький кусочек мыла и велела пойти в туалет вымыть губы. Возвращается. «Помыла?» - «Да». - «Дохни на меня». Дохнула. И учитель говорит: «Теперь там нецензурными словами не пахнет! Садись». Вот она, педагогика!

Или приходит ко мне учительница музыки: «Двойки ставить стыдно, а пятёрки не за что». И я придумал: собираете из каждой параллели двоечников и идёте с пятой параллелью мыть памятник Глинке, с шестой - Прокофьеву. Она говорит: «Для седьмой параллели нет памятника». На Кировке, говорю, стоит Розенбаум. И они мыли!

Я всё время придумываю что-то неожиданное. У нас, например, в кабинете физики висит портрет Эйнштейна. На самом деле это не портрет, а монитор, а мышка - у учителя. Стоит ученик, отвечает и вдруг замечает, что Эйнштейн кивает, улыбается - мимика у него обалденная. А если ответ плохой, Эйнштейн начинает по-немецки ругаться. А в кабинете иностранного языка королева Елизавета ругается на английском за плохой ответ, в кабинете русского и литературы Лев Толстой хмурит брови. Будоражит!

- Да вы провокатор!

- Да, я часто провоцирую. Главным своим учителем в педагогике я считаю Зенона (древнегреческий философ. - Ред.). Его спрашивали, мол, вот вы напридумывали апории - «Ахиллес никогда не догонит черепаху» и так далее, а сами-то можете ответить на вопросы, которые задаёте людям? Он отвечал: «А зачем? Я не даю людям зажиреть». Две тысячи лет Зенон не даёт людям зажиреть. Вот и я - прихожу и провоцирую всех: учителей, учеников, их родителей. И всегда с серьёзным видом. Я никогда не улыбаюсь.

Сейчас как? Учитель что-то знает, детям рассказал, дети знают - и все радуются. А мне надо, чтобы они подошли к границе незнания - и учитель не знает, и ребёнок не знает. Тогда надо двигаться вперёд.

Авторитет - в поступках

- Каким должен быть учитель? Креативным, демократичным, неравнодушным?

- Вот оно, главное слово - «неравнодушие». Вот вам пример. Ученик 11-го класса, в семье проблемы, на учёбу «забил», всё идёт к тому, что не будет допущен до госэкзаменов. Спрашиваю учителей: кто возьмёт парня к себе в семью? Три учителя согласились. Мальчик выбрал учителя химии. Три с половиной месяца она его пестовала, кормила, на учёбу возила, словом, была его мамой. И он сдал ЕГЭ на хорошие баллы.

А учительница, которая нынче возила детей в Брест, в своё время возила учеников на экскурсию в Освенцим.

- И много ли таких учителей?

- Увы… Сейчас в пединституты идут далеко не лучшие. Не престижная это теперь профессия.

- И что нас ждёт?

-  Что? Островки настоящего образования. Достаточно, чтобы в каждом городе было хотя бы по одному неравнодушному. На самом деле в каждом бы районе города, но жизнь такая, что приходится надеяться - хотя бы по одному.

Рада БОЖЕНКО, "АиФ"-Урал"

ФАКТ

Более 770 млн взрослых людей по всему миру не умеют ни читать, ни писать, такие данные приводит Организация Объединенных Наций (ООН). Только каждое пятое государство юридически гарантирует 12 лет бесплатного обязательного образования.

«В 1979 году лишь 68% людей на нашей планете умели читать и писать. К 2020 году этот показатель вырос до 86,7%. Несмотря на очевидный прогресс, 771 миллион взрослых людей по всему миру по-прежнему не владеют базовыми навыками грамотности, при этом 60% из них составляют девушки и женщины», – сказала Генеральный директор специализированного учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Одрэ АЗУЛЕ.

Ситуация с образованием во многих странах ухудшилась из-за пандемии. В итоге около 24 млн учащихся по всему миру могут никогда не вернуться в школы и другие учебные заведения.  

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно