7271

Способна ли Церковь предложить молодежи героев для подражания?

№ 30 от 25 июля 2012 года 25/07/2012

- Мы с вами в школе не изучали основ православной культуры, религии (в отличие от нынешних школьников, для которых сегодня существуют подобные факультативы). Моральные принципы мы впитывали в основном через литературу. Может, и сегодня этого достаточно для формирования понятий о нравственности?

- Литературы недостаточно хотя бы потому, что теперь в программах средней и высшей школы идет серьезное сокращение гуманитарных дисциплин, и литературы в том числе. Но и сама по себе литература не имеет своей прямой целью передачу нравственных ценностей, хотя, безусловно, может и должна играть в этом процессе важную роль. Передача нравственных ценностей молодым поколениям - это задача не только литературы, но и педагогики, религии. Если эту серьезную задачу возложить на что-то одно, то из этого неизбежно получится идеология. Идеология сама по себе, может быть, и поможет в чем-то разобраться, но воспитать она не сможет никогда. Поэтому я считаю в корне неправильным как сокращение в учебных программах литературы, так и исключение из этих программ религиозной тематики. Это неправильно хотя бы потому, что вся история нашего народа, наше культурное наследие с Х по ХХ век связаны с христианством в целом и в весьма значительной мере - с православием. Лишая молодые поколения возможности изучать это наследие, мы просто- напросто не сможем объяснить им, чем жил наш народ в предыдущие столетия. С моей точки зрения немыслимо, чтобы человек, считающий себя образованным, не был знаком, например, с Библией – той книгой, которая во многом сформировала нашу цивилизацию, повлияла и на литературу, и на архитектуру, и на живопись, и на музыку…

Несколько слов о целесообразности введения отдельного предмета по изучению религии. Во-первых, подавляющее большинство граждан нашей страны называют себя людьми религиозными. И, я думаю, все эти люди имеют право на то, чтобы их дети получили возможность изучить свою религиозную традицию. Во-вторых, в решении этой проблемы не должно быть никакого принуждения. Если кто-то не желает изучать подобный предмет, пусть изучает, например, светскую этику. Мы не желаем никому навязываться, но в то же время и атеистическое меньшинство не должно диктовать нам свои условия.

Альтернатива «светским львам»

- Сегодня модно говорить, что у молодежи нет идеалов, героев для подражания. Кого бы вы могли предложить на эту роль из святых Церкви?

- У молодежи есть и идеалы, и герои для подражания. И как было всегда, это, конечно же, не те идеалы и не те герои, которые нравятся старшим поколениям. Но речь, по-моему, не должна идти о том, чтобы одних героев заменить другими. Важно показать альтернативы и сделать возможным диалог. К примеру, я не люблю рэп, но некоторые тексты песен, которые мне случайно приходилось слышать, очень серьезны. Там поднимаются те же проблемы, о которых думаю и я. Это значит, что нам есть о чем поговорить.

Святые не приходят к нам с неба, они вырастают из реальной жизни и ее проблем. Со святыми - как с друзьями. Мы ищем и выбираем себе друзей исходя из особенностей нашего внутреннего мира. Кто-то будет восхищаться стойкостью и бескомпромиссностью новомучеников, которых не смог сломить страшный пресс тоталитарной машины коммунизма. Кто-то полюбит преподобную Ефросинью, всю свою жизнь отдавшую просвещению и помощи страждущим. Кому-то понравится подвиг юродивых – людей, скрывавших свое духовное величие под покровом слабоумия и безбоязненно обличавших всякое двуличие, неправду и ложь. Положительных примеров множество. И было бы неплохо помочь молодым людям научиться интересоваться не только скандалами светской жизни… С необходимым опытом и умением рассказать интересно и познавательно можно обо всем, тем более о жизни и подвигах героев духа.

Учить любить

- Какие качества может воспитать в человеке духовное образование, которые не может дать светское обучение?

- Светское образование дает базовые знания и, главное, готовит человека к получению профессии. Духовное образование всецело направлено на духовное развитие человека, на самопознание и познание Бога, на раскрытие внутренних сил нашего духа. Христианская вера немыслима без любви, поскольку «Сам Бог есть любовь». Соответственно, и главная цель духовного образования - научить человека любить Бога, других людей, самого себя, природу, красоту. Кроме того, мы все прекрасно понимаем, что и в нас, и вокруг нас может действовать зло. Духовное образование учит бороться с ним, распознавать скрытые формы его проявления, поскольку зло всегда пытается рядиться в одежды света.

- Один наш читатель написал, что основы религии нужно преподавать не в школе, а на курсах повышения квалификации для чиновников. Смогли бы организовать такой курс в Академии?

- Думаю, что знания о религии не помешают никому, вне зависимости от того, религиозен человек или нет. Религия – немаловажная часть жизни нашего общества. Она влияет на общественные отношения. Поскольку чиновники занимаются общественными отношениями, эти знания им нужны. Но инициатива в данном случае должна исходить не от нас. Если такой запрос есть, мы готовы идти навстречу. Двери нашей Академии открыты для всех: и для людей труда, и для деятелей культуры, и для ученых, и для чиновников.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно