10627

Расчет по душам. Не приведет ли нормативное финансирование школ к сокращению педагогов?

№ 14 от 5 апреля 2016 года 05/04/2016

  В Беларуси второй год реализуется проект по нормативному (душевому) финансированию школ. Это означает, что объемы средств, направляемые на обучение и воспитание учащихся, устанавливаются в зависимости от численности последних – чем больше, тем выше финансирование. В рамках этого проекта руководителям учреждений образования предоставляется право самостоятельно формировать штатное расписание в пределах выделенных средств и оптимизировать штатную численность, чтобы высвободившиеся средства направлять на выплату премий и другие стимулы для работников. Последний пункт особенно волнует педагогов: не приведет ли это к массовым сокращениям?

С этим вопросом учителя стали обращаться все чаще, поскольку проект по нормативному финансированию значительно расширился. Если в 2015 году в нем участвовали 34 школы, то в 2016 – уже 183 учреждения: 10 отдельных школ и гимназий, а также все учреждения среднего образования Барановичей, Советского района Гомеля, Жодино, Первомайского района Минска, Могилева, Новополоцка, Скиделя, Березовки, Лиды, Лидского района.

В частности, поступают звонки и от учителей музыкальных факультативов. «Нам намекают, что в первую очередь в рамках проекта сократят нас.  Ранее профильные эстетические предметы сначала перевели в ранг факультативов, а теперь вообще могут ликвидировать. Это не только довершит упадок эстетического образования в школах, но оставит педагогов без работы – с нашей узкой специализацией нам не так просто будет найти новые рабочие места», - обеспокоены учителя.

«АиФ» решил разобраться в ситуации.

Пока сокращений нет

Как рассказала «АиФ» заместитель председателя профсоюза работников образования и науки Валентина ИЛЬИНА, профсоюз выступал против данного проекта.

- Для ознакомления с проектом подушевого финансирования мы посетили Москву и другие области России, где он уже реализовывался, и пришли к выводу, что ни к чему хорошему он не привел. Сначала сократили норматив на учащегося, потом стали сокращать и кадры: обслуживающий персонал, соцработников, педагогов-воспитателей, иногда и учителей. Поэтому мы вынесли отрицательное заключение по проекту нормативного финансирования, но нашего мнения не учли.

По вопросу сокращений пока никто в профсоюз не обращался, уточнила эксперт. Но если такие случаи будут иметь место, то никакой проект не лишает педагогов права отстаивать свои интересы в рамках Трудового кодекса.

Также не было обращений об увольнениях и в Барановичский городской комитет профсоюза, хотя все учреждения города охвачены этим пилотным проектом. Как отметила председатель организации Тамара ШУКАЛО, «возможно, в будущем можно будет этого ожидать, но на данном этапе в рамках проекта сокращений учителей не произошло, поскольку руководители школ достаточно вдумчиво относятся к нововведениям.  Наоборот, учителя и педработники отмечают рост зарплаты».

Заместитель министра образования Раиса СИДОРЕНКО в официальном ответе также подтвердила «АиФ», что «сокращение штатной численности работников учреждений среднего образования, участвовавших в пилотном проекте в 2015 году, не производилось».

Что касается будущего музыкальных и иных эстетических факультативов, то, как пояснили в Минобразования, в соответствии с Кодексом РБ об образовании факультативные занятия музыкальной, хореографической, театральной, художественной направленности могут проводиться по решению учредителя УО. На вопрос «АиФ», будет ли школам возвращен эстетический профиль, чтобы укрепить ныне шаткий статус педагогов эстетических факультативов, замминистра ответила: «Пока министерство не планирует вносить изменения в законодательство по этому вопросу».

Вопрос выделения учебных часов для проведения таких факультативов решается учредителем УО с учетом запросов учащихся и их родителей, уточнила Раиса Сидоренко.

Это означает, что если родители и дети заинтересованы в сохранении этих факультативов и работе педагогов, то должны об этом говорить и требовать учета своего мнения.

Практика показывает, что такие учреждения образования востребованы, поскольку  основной курс школы совмещается с творческой самореализацией учеников, учебный процесс проходит в одном месте - не нужно возить детей на дополнительные внешкольные занятия.

 

ЦИФРА

В рамках проекта по подушевому финансированию на одного ученика в 2015 году норматив составил  11 807 600 руб.; в 2016 г. - 12 929 800 руб.

СПРАВКА

В соответствии с утвержденной Инструкцией по апробации нормативного финансирования государственных учреждений общего среднего образования в 2016 г. отраслевые повышения тарифных ставок (окладов) педагогическим работникам УО, участвующих в пилотном проекте, учитывают отраслевые особенности педагогической деятельности, выполнение педагогами отдельных видов работ, осуществляемых сверх педагогической нагрузки, и устанавливаются нанимателем на срок не менее чем на четверть учебного года в следующих размерах:

  • за системную работу по организации питания, оздоровления учащихся, в том числе в каникулярный период, участия учащихся в региональных, республиканских общественно значимых мероприятиях, обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, реализацию дополнительных воспитательных мероприятий, за сопровождение обучающихся при подвозе их в учреждения образования в сельской местности – до 150% по каждому из перечисленных оснований;
  • за преподавание учебных предметов на повышенном уровне – до 50%;
  • за работу с одаренными учащимися (подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах, турнирах и т.п.) – до 200%;
  • за системное участие в деятельности учреждения общего среднего образования по научно-методическому обеспечению общего среднего образования – до 200%.

Кстати 

Похоже, что процесс сокращений начался. Когда материал был готов, в редакцию поступило коллективное письмо от родителей учеников средней школы №4 г. Лиды.

«В СШ №4 почти 40 лет существует музыкально-хореографическое направление. Но из-за экспериментального проекта по нормативному финансированию местные городские власти совместно с управлением образования хотят уничтожить музыкальное направление. Родители обратились к местным властям с просьбой сохранить музыкальные уроки в школе, но получили отказ. Начальник отдела образования заявил, что в городском бюджете нет денег на финансирование индивидуальных факультативных занятий на музыкальных инструментах, т.е. нет средств на зарплаты учителям. Решением райисполкома их просто расформировывают по другим населенным пунктам, значительно ухудшая условия работы. А наши дети лишаются разностороннего образования. Система музыкального обучения в школе очень удобна для детей и их работающих родителей, ведь не у всех есть возможность водить малышей в музыкальную школу, да и стоит это порой немалых денег. Особенно ценно, что на факультативных занятиях подход к каждому ученику индивидуален, отсюда хорошие результаты. Нас переполняет гордость за детей, когда они выступают на концертах, играют на музыкальных инструментах, поют, танцуют.  Через вашу газету мы хотим обратиться к чиновникам: нельзя рушить систему, которая создавалась много лет и зарекомендовала себя с положительной стороны! Нельзя латать дыры местного бюджета за счет культурного образования наших детей! Нечто подобное уже было в 2011 году, тогда в ситуацию вмешался глава государства и остановил реформаторов».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно