14517

Проблемы, которые могут возникнуть со сменой графика работы школы

"Аргументы и факты" в Беларуси № 22 30/05/2017
Детям придется час до занятий просто отсиживать?
Детям придется час до занятий просто отсиживать? shutterstock.com

Люди, далекие от системы образования, наблюдая за развернувшейся дискуссией о времени начала учебных занятий, могут искренне недоумевать: «а какая разница: час - туда, час - сюда?» Но школа не существует сама по себе, и незаметно выдернуть один «кирпичик» не получится.

Я учитель. Я люблю и ценю свою работу, хочу гордиться своей профессией. И поэтому я очень обрадовалась, когда министр образования примерно месяц назад сказал, что не надо будоражить общественность: дескать, школа сама разберется, ведь по санитарным работы нормам можно работать по тому режиму, который наиболее подходит: это и 8.00, и 8.15, и 9.00.

Однако сейчас начались активные разговоры о том, чтобы везде уроки начинались в одинаковое время. И когда на одном форуме я прочитала выражение «холопы от образования», то поняла, что промолчать просто не имею права. Этого требует чувство личного и профессионального достоинства, поэтому давайте попробуем спокойно разобраться.

Про сон

Итак, основная причина пересмотра времени начала учебных занятий связана с тем, что дети не высыпаются. Действительно, полноценный сон очень важен для сохранения здоровья и работоспособности. Однако в таких случаях рекомендуется упорядочить режим дня школьника: если ему трудно рано вставать, значит, надо пораньше ложиться.

При этом не будем забывать про «сов» и «жаворонков», у каждого - свои биологические ритмы, и, в какое бы время ни начинались уроки, все равно кто-то будет испытывать дискомфорт. Правда, почти за тридцатилетнюю работу учителем начальных классов дети-«совы» мне практически не встречались (или, может быть, они уже привыкли, ведь садики работают с семи часов).

К тому же расписание обязательно составляется согласно шкале трудности предметов, и поэтому первыми уроками всегда стоят «облегченные», чтобы дети естественно вписывались в дальнейший учебный процесс.

Научная база?

Да, еще в 2012 г. Постановлением Минздрава было признано оптимальное начало организации образовательного процесса в 9 часов. Но почему санстанция в течение пяти лет закрывала глаза на массовые нарушения и почему именно сейчас решила навести порядок? Может быть, стали известны результаты исследования, убедительно доказавшего, что дети, которые учатся с 9 часов, болеют меньше, чем те, кто приходит к 8.00? Нет, никто об этом не говорит, хотя сделать такой сравнительный анализ совсем нетрудно. Да, уже неоднократно говорилось, что здоровье ухудшается выпускников школ. Но на это влияет комплекс причин. Когда принимается любое серьезное решение, оно обязательно должно быть всесторонне изучено, иначе благое начинание может обернуться весьма негативными последствиями, ущерб от которых существенно превысит пользу.

Сложности организации

Что ж, по порядку.

ПЕРВОЕ. Объявили, что сейчас проводится сбор мнений представителей школ и родителей. Но понятно, что и существующий вариант начала занятий не является идеальным, и к предложенному тоже будут претензии: всем не угодишь. Поэтому результаты можно предсказать заранее: большинство - за, меньшинство - против. И что? Сделаем два расписания, или все равно, точно так же как и сейчас, кому-то будет удобно, а кому-то - нет? Только есть существенное отличие: к нынешнему графику уже все привыкли, адаптировались, а новые правила предполагают ломку, причем довольно существенную, которая затрагивает не только родителей, спешащих на работу.

ВТОРОЕ. Родителям пообещали: школы все равно будут открыты с 8.00, и с детьми до уроков будут заниматься «физической разминкой или творческими упражнениями», а педагогам за это заплатят. И тут же возникает шквал вопросов. В каких кабинетах проводить эти занятия, если неизвестно, о каком количестве детей идет речь? С какого возраста можно будет приходить на час раньше? Как организовать занятия, ведь дети разного возраста из разных классов не знакомы ни с учителем, ни друг с другом? А если они не захотят заниматься, то как уговорить? И как насчет дисциплины, если каждый будет делать что захочет? К тому же дети будут приходить в разное время, и поэтому провести полноценные занятия нереально, учителю постоянно придется отвлекаться на прием вновь прибывших. И в этом случае возможен только присмотр: «Чтоб не поубивались!» Но можно ли подобный режим считать здоровьесберегающим, ведь вначале детям придется час просто отсиживать (а безделье утомляет гораздо сильнее учебы), а потом на час позже заканчивать занятия? Насколько администрация вправе заставить учителя дежурить, причем не один раз, а постоянно? А из каких фондов будут производиться доплаты? Еще раз подчеркиваю: речь идет не об одной школе, а о масштабах всей страны.

Вторая смена?

Существует вторая смена, а в отдельных школах - и третья смена. Минимум на полчаса будет сдвинуто не только начало, но и время окончания уроков. Но как быть с утомляемостью этих детей? Интересно было бы увидеть результаты мониторинга работоспособности учащихся в вечернее время. А что насчет безопасности, ведь рано темнеет уже с ноября?

Вернемся к первой смене. В школе дети не только учатся, но и едят. Получается, что завтраки сдвигаются тоже на час и у старшеклассников в крупной школе теперь будут ближе к полудню? Или малышей начнут кормить до уроков, чтобы «втиснуться» теперь уже в нормативы по питанию?

Что будет с кружками?

А как в новых условиях будет решаться вопрос с дополнительным образованием? Многие дети посещают музыкальные школы, спортивные секции, всевозможные кружки. Получается, что все они тоже будут вынуждены сдвигать график своей работы (или сокращаться, потому что дети чисто физически не будут успевать на занятия).

А еще в обычных школах работают воспитатели групп продленного дня, которым тоже придется приходить на работу на час позже. И опять возникает вопрос: а во сколько заканчивать? Ведь если всех детей разберут родители, то потом надо будет просто сидеть (бесплатно?).

Также возникает серьезная проблема с совместителями: если сегодня в крупных школах проводят занятия преподаватели вузовов, то завтра их число может резко снизиться, потому что по основному месту работы расписание изменяться не будет.

Транспортные трудности

Кроме того, нередко дети в школу ездят на общественном транспорте. И если сейчас поток школьников и взрослых работников не пересекается, то вскоре мы получим переполненные маршруты, и вряд ли давка положительно скажется на здоровье детей.

И еще непонятна позиция санстанции, которая не видит ничего плохого в  сокращении школьных перемен. Если это никак не влияет на здоровье, то почему раньше школы нередко штрафовали за подобные сокращения? А если это скажется отрицательно?

Хочу повторить: расписание уроков - это не такая простая вещь, как кажется, и его изменения могут лавинообразно вызвать цепную реакцию. И поэтому - самый главный вопрос: «А зачем все это делать?»

Было бы проще, если бы такое начинание было научно обоснованно и была уверенность, что его не отменят через пару лет, как это произошло с 12-летним и профильным обучением, когда на практике убедятся в его несостоятельности. Но ведь такой гарантии никто не даст. Более того, никто не гарантирует, что и здоровье детей от этой «перемены мест слагаемых» улучшится (а если они станут на час больше сидеть за компьютерами?) К тому же здоровье - это не только физическое состояние организма, но и психологическое, одна из основных составляющих которого - уверенность, чувство стабильности. А что мы предлагаем взамен этого нашим детям и учителям?

Светлана ГИН

P.S. Нередко приходится слышать: «Приказы не обсуждаются, а исполняются». Но мы же с вами не на войне. И даже на войне порой медали получали, когда не спешили выполнять недостаточно продуманный приказ и тем самым сберегали жизни людей. Может, не торопиться и не будить лихо?..

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно