Люди, далекие от системы образования, наблюдая за развернувшейся дискуссией о времени начала учебных занятий, могут искренне недоумевать: «а какая разница: час - туда, час - сюда?» Но школа не существует сама по себе, и незаметно выдернуть один «кирпичик» не получится.
Я учитель. Я люблю и ценю свою работу, хочу гордиться своей профессией. И поэтому я очень обрадовалась, когда министр образования примерно месяц назад сказал, что не надо будоражить общественность: дескать, школа сама разберется, ведь по санитарным работы нормам можно работать по тому режиму, который наиболее подходит: это и 8.00, и 8.15, и 9.00.
Однако сейчас начались активные разговоры о том, чтобы везде уроки начинались в одинаковое время. И когда на одном форуме я прочитала выражение «холопы от образования», то поняла, что промолчать просто не имею права. Этого требует чувство личного и профессионального достоинства, поэтому давайте попробуем спокойно разобраться.
Про сон
Итак, основная причина пересмотра времени начала учебных занятий связана с тем, что дети не высыпаются. Действительно, полноценный сон очень важен для сохранения здоровья и работоспособности. Однако в таких случаях рекомендуется упорядочить режим дня школьника: если ему трудно рано вставать, значит, надо пораньше ложиться.
При этом не будем забывать про «сов» и «жаворонков», у каждого - свои биологические ритмы, и, в какое бы время ни начинались уроки, все равно кто-то будет испытывать дискомфорт. Правда, почти за тридцатилетнюю работу учителем начальных классов дети-«совы» мне практически не встречались (или, может быть, они уже привыкли, ведь садики работают с семи часов).
К тому же расписание обязательно составляется согласно шкале трудности предметов, и поэтому первыми уроками всегда стоят «облегченные», чтобы дети естественно вписывались в дальнейший учебный процесс.
Научная база?
Да, еще в 2012 г. Постановлением Минздрава было признано оптимальное начало организации образовательного процесса в 9 часов. Но почему санстанция в течение пяти лет закрывала глаза на массовые нарушения и почему именно сейчас решила навести порядок? Может быть, стали известны результаты исследования, убедительно доказавшего, что дети, которые учатся с 9 часов, болеют меньше, чем те, кто приходит к 8.00? Нет, никто об этом не говорит, хотя сделать такой сравнительный анализ совсем нетрудно. Да, уже неоднократно говорилось, что здоровье ухудшается выпускников школ. Но на это влияет комплекс причин. Когда принимается любое серьезное решение, оно обязательно должно быть всесторонне изучено, иначе благое начинание может обернуться весьма негативными последствиями, ущерб от которых существенно превысит пользу.
Сложности организации
Что ж, по порядку.
ПЕРВОЕ. Объявили, что сейчас проводится сбор мнений представителей школ и родителей. Но понятно, что и существующий вариант начала занятий не является идеальным, и к предложенному тоже будут претензии: всем не угодишь. Поэтому результаты можно предсказать заранее: большинство - за, меньшинство - против. И что? Сделаем два расписания, или все равно, точно так же как и сейчас, кому-то будет удобно, а кому-то - нет? Только есть существенное отличие: к нынешнему графику уже все привыкли, адаптировались, а новые правила предполагают ломку, причем довольно существенную, которая затрагивает не только родителей, спешащих на работу.
Вторая смена?
Существует вторая смена, а в отдельных школах - и третья смена. Минимум на полчаса будет сдвинуто не только начало, но и время окончания уроков. Но как быть с утомляемостью этих детей? Интересно было бы увидеть результаты мониторинга работоспособности учащихся в вечернее время. А что насчет безопасности, ведь рано темнеет уже с ноября?
Вернемся к первой смене. В школе дети не только учатся, но и едят. Получается, что завтраки сдвигаются тоже на час и у старшеклассников в крупной школе теперь будут ближе к полудню? Или малышей начнут кормить до уроков, чтобы «втиснуться» теперь уже в нормативы по питанию?
Что будет с кружками?
А как в новых условиях будет решаться вопрос с дополнительным образованием? Многие дети посещают музыкальные школы, спортивные секции, всевозможные кружки. Получается, что все они тоже будут вынуждены сдвигать график своей работы (или сокращаться, потому что дети чисто физически не будут успевать на занятия).
А еще в обычных школах работают воспитатели групп продленного дня, которым тоже придется приходить на работу на час позже. И опять возникает вопрос: а во сколько заканчивать? Ведь если всех детей разберут родители, то потом надо будет просто сидеть (бесплатно?).
Также возникает серьезная проблема с совместителями: если сегодня в крупных школах проводят занятия преподаватели вузовов, то завтра их число может резко снизиться, потому что по основному месту работы расписание изменяться не будет.
Транспортные трудности
Кроме того, нередко дети в школу ездят на общественном транспорте. И если сейчас поток школьников и взрослых работников не пересекается, то вскоре мы получим переполненные маршруты, и вряд ли давка положительно скажется на здоровье детей.
И еще непонятна позиция санстанции, которая не видит ничего плохого в сокращении школьных перемен. Если это никак не влияет на здоровье, то почему раньше школы нередко штрафовали за подобные сокращения? А если это скажется отрицательно?
Хочу повторить: расписание уроков - это не такая простая вещь, как кажется, и его изменения могут лавинообразно вызвать цепную реакцию. И поэтому - самый главный вопрос: «А зачем все это делать?»
Было бы проще, если бы такое начинание было научно обоснованно и была уверенность, что его не отменят через пару лет, как это произошло с 12-летним и профильным обучением, когда на практике убедятся в его несостоятельности. Но ведь такой гарантии никто не даст. Более того, никто не гарантирует, что и здоровье детей от этой «перемены мест слагаемых» улучшится (а если они станут на час больше сидеть за компьютерами?) К тому же здоровье - это не только физическое состояние организма, но и психологическое, одна из основных составляющих которого - уверенность, чувство стабильности. А что мы предлагаем взамен этого нашим детям и учителям?
Светлана ГИН
P.S. Нередко приходится слышать: «Приказы не обсуждаются, а исполняются». Но мы же с вами не на войне. И даже на войне порой медали получали, когда не спешили выполнять недостаточно продуманный приказ и тем самым сберегали жизни людей. Может, не торопиться и не будить лихо?..
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть