1512

Посчитали – удивились. Что известно о ситуации вокруг сдачи ЦЭ?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 23. Может, договоримся? 06/06/2023

Выпускники школ в этом году впервые сдавали централизованный экзамен (ЦЭ). Полученные оценки для некоторых абитуриентов и их родителей стали неприятным сюрпризом: они рассчитывали на большее. Пишем «некоторые», потому что, сколько именно абитуриентов остались недовольны, неизвестно (довольные, кстати, тоже были – об этом ниже). Однако в обществе развернулась широкая дискуссия. у родителей возникли вопросы к системе оценивания, даже раздавались голоса за пересчет баллов. Подробнее о том, как так получилось и чем закончилось дело, – в материале «АиФ».

БЫЛО СЕМЬ, СТАЛО ТРИ

Раньше выпускники сдавали четыре выпускных экзамена в школе, а после них, как правило, три теста в рамках централизованного тестирования (ЦТ). С этого года нагрузку для детей уменьшили: сегодня им необходимо сдавать два централизованных экзамена и одно централизованное тестирование. Имея три сертификата на руках, можно поступать в учреждение высшего образования.

Или не поступать. В том-то и дело.

ЧТО ПОШЛО НЕ ТАК?

Абитуриенты сдали репетиционный централизованный экзамен и репетиционное тестирование. С ними проблем не возникло. Потом дошло дело до собственно ЦЭ. Получив результаты, некоторые из абитуриентов с родителями обратились в Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ) с вопросом, каким образом считали итоговые баллы?

Одни абитуриенты обратили внимание на то, что за одну ошибку в экзамене могли снять больше 10 итоговых баллов. Другие интересуются, как могли совпасть первичные и тестовые баллы? Первичные баллы – это те, что начисляются за каждый правильный или частично верный ответ. После чего эти баллы конвертируются в тестовые, из которых и складывается итоговая отметка.

Систему оценивания на ЦЭ разъяснил директор РИКЗ Юрий МИКСЮК. По его словам, расчет балла по русскому и белорусскому языкам производится так: за каждое полностью выполненное задание начисляются 2 первичных балла, а за частично верное задание, когда в ответе сделана одна ошибка, - 1 балл. За весь тест можно получить максимум 80 первичных баллов. Это потолок. Но, так как шкала 100-балльная, эти первичные баллы переводят в тестовые с помощью специальной методики.

Методика учитывает статистику того, как выполнили тест другие его участники, кроме того, считывается так называемый процентильный ранг: речь идет о том, сколько учащихся написали тест так же или хуже.

«На нормальном распределении на 100-балльной шкале видно, какой тестовый балл соответствует конкретному проценту. И система без участия людей высчитывает и начисляет результаты всем одновременно. Чье-либо участие в начислении тестовых баллов невозможно. Это автоматически делает компьютер», - слова главы РИКЗ приводит БЕЛТА.

СЛОЖНАЯ МЕТОДИКА

Некоторые абитуриенты решили было, что результаты ошибочны. Но в РИКЗ это предположение опровергли: результаты, которые увидели ученики на сайте в своих личных кабинетах, правильные. Было заявлено, что пересчета баллов не будет.

Между тем Министерство образования сообщило о создании межведомственной рабочей группы. Она занялась комплексной проверкой корректности расчетов, выполненных РИКЗ. Речь шла не о пересмотре результатов ЦЭ, а о проверке корректности выполнения ранее утвержденных методик расчета.

Результаты проверки, по словам министра образования Андрея ИВАНЦА, таковы - ошибок нет, в том числе и в методике расчета тестовых баллов. Однако по количеству обращений, которые поступили в ведомство от граждан, стало понятно, что методика слишком сложная. Поэтому систему все же решили упростить, а баллы – пересчитать по новой упрощенной методике.

2 июня абитуриенты получили новые итоговые баллы по первому экзамену. В основном они выросли. Как пояснил министр, при разработке новой методики использовались подходы (подсчет баллов), которые применялись при проведении репетиционного тестирования.

ОТКУДА СТОЛЬКО СТОБАЛЛЬНИКОВ?

По итогам первого экзамена (белорусский и русский языки) максимальные 100 баллов получили 413 учеников по белорусскому языку и 482 – по русскому. Для сравнения: в 2022 году 100 баллов за ЦТ по белорусскому языку получили 67 человек, по русскому – 43. Рост – в восемь раз!

Министр образования прокомментировал ситуацию: «Важнейшей задачей при формировании заданий централизованного экзамена был полный уход от заданий, превышающих базовый школьный уровень. Именно поэтому из ЦЭ были исключены задачи 5-го уровня сложности. Максимальный уровень сложности на ЦЭ был 4-й. Поэтому очевидно, что из 53 тыс. выпускников порядка 900 человек получили 100-балльные результаты».

Максимально возможный результат по второму ЦЭ получили 765 учащихся. Стобалльники есть по всем предметам. Кстати, три человека написали первый ЦЭ на ноль баллов. А за второй экзамен не получили ни одного балла 60 выпускников.

- ЦЭ по русскому языку был гораздо легче, чем ЦТ прошлых лет, - утверждает учитель высшей категории, репетитор Наталия ШПАКОВСКАЯ. - Например, из теста убрали задание «Верными являются утверждения», которое всегда вызывало затруднения у детей. Также в экзамен добавили пункты, с которыми справится любой ребёнок без подготовки: найти антоним и синоним, указать слово в прямом значении и в переносном. Когда я увидела вопросы первого этапа репетиционного тестирования и переводную шкалу, которая показалась мне очень лояльной, подумала, что все мои ученики сдадут на 100 баллов. Но я даже представить не могла, что система расчёта баллов на ЦЭ будет настолько жёсткой. За одну ошибку снимали 14 баллов! Такие изменения в системе расчёта оказались неожиданностью и для учеников, и для родителей, и для учителей. К этому никто не был готов. Ведь одна ошибка на репетиционном тестировании давала результат в 96 баллов, а одна ошибка на ЦЭ – это уже 86 баллов. На мой взгляд, изначальная система расчёта баллов ЦЭ, предложенная РИКЗ, слишком мудрёная, запутанная. Думаю, если бы результаты ЦЭ сразу посчитали так же, как репетиционные этапы, то не было бы ажиотажа вокруг итогового экзамена.

СЛОВО АБИТУРИЕНТУ

- Для сдачи ЦЭ я выбрала русский язык и математику, - делится своей историей абитуриентка Мария ДУБКО. - Готовиться начала самостоятельно в начале учебного года, а во втором полугодии ходила к репетиторам по этим предметам.

На репетиционном ЦЭ система оценивания была такая же, как и в ЦТ прошлых лет. А таблица перевода, которую нам показали за две недели до репетиционного экзамена, совпадала с системой оценивания ЦТ прошлых лет. Баллы за пробный экзамен у меня были выше, чем итоговые. Но когда я увидела результат в 52 балла, была в шоке. Почему репетиционный тест считали по одной системе, а итоговый экзамен - по другой? После того как баллы пересчитали, у меня оказалось 64 балла. На 12 больше! Шансы поступить на желаемую специальность заметно выросли.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно