«И усами шевелит». Почему тараканы так живучи и можно ли от них избавиться?

Фото: Дмитрий Писаренко / АиФ

У большинства людей эти насекомые вызывают ужас и отвращение, но есть те, кто проявляет к ним профессиональный интерес и готов ответить на любой вопрос, с ними связанный. А вопросов этих масса.

"АиФ" задал их доценту кафедры эпидемиологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава РФ, кандидату биологических наук Нине Алешо.

«Имеем дело с древнейшим генетическим механизмом»

Дмитрий Писаренко, "АиФ": — Нина Александровна, в нулевые и десятые годы тараканов в наших квартирах, кажется, было значительно меньше, чем сейчас. Они что, куда-то «уходили», а потом вернулись?

Нина Алешо: — Длительное время в нашей стране для уничтожения не только тараканов, но и других вредных членистоногих (клопов, блох, мух и пр.) использовали препараты группы фосфорорганических соединений — хлорофос, карбофос, трихлорметафос и др. Это привело к повсеместному появлению высокоустойчивых популяций насекомых. В начале нулевых годов XXI века на отечественный рынок начали поступать инсектициды с иными механизмами действия, что и привело к видимым успехам отечественной дезинсекционной службы.

Новые зарубежные инсектицидные средства, принадлежащие в основном к группе пиретроидов и цианпиретроидов, в течение первых десять лет смогли подавить резистентные к фос-органике популяции тараканов. Казалось, что проблема решена, но не тут-то было! Всё чаще и чаще стали появляться насекомые, нечувствительные к действию импортных препаратов, и результаты обработок оставались неудовлетворительными.

Всё вернулось на круги своя: численность тараканов, которых сначала как бы «придавили» новыми высокоэффективными средствами, начала восстанавливаться и к 2020-м годам быстро выросла. Мы в который раз столкнулись с резистентностью (или устойчивостью) тараканов, но уже к пиретроидам.

Вообще, проблема резистентности является одной из самых актуальных в наше время. По мнению ВОЗ, это генетически обусловленный признак.

доцент кафедры эпидемиологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава РФ, кандидат биологических наук Нина Алешо
Доцент кафедры эпидемиологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава РФ, кандидат биологических наук Нина Алешо. Фото: АиФ/ Дмитрий Писаренко

— Неужели тараканы способны привыкнуть к любому инсектициду?

— К сожалению, это так. Мы имеем дело с древнейшим генетическим механизмом. Он обеспечивает адаптацию насекомых к негативным изменениям среды обитания, в том числе к обработкам инсектицидами с разным механизмом действия. Сначала у них понижается чувствительность, потом возникает устойчивость, резистентность и даже мультирезистентность — устойчивость сразу к нескольким ядохимикатам. Так работает механизм эволюции и естественного отбора для биологического вида: наиболее чувствительные особи погибают, и остаются самые устойчивые, которые дают потомство уже с учётом полученных генетических изменений.

Например, когда в нулевых годах в Москве проводились обработки цианпиретроидами, численность тараканов резко сократилась, но постепенно восстановилась до прежнего уровня, только уже с высоким уровнем резистентности к этой группе ядохимикатов.

— Получается, что бороться с ними бесполезно?

— Ну почему же. Бороться с ними необходимо, так как они являются механическими переносчиками многих инфекционных заболеваний, гельминтозов человека и животных. А также — причиной возникновения аллергических заболеваний у людей.

Те виды синантропных тараканов, что встречаются в помещениях разных регионов мира, могут переносить более полусотни возбудителей инфекций человека и животных. Это брюшной тиф, гастроэнтерит, дизентерия, фурункулёз, сальмонеллёз, вирусные и многие другие инфекции, вплоть до проказы и бубонной чумы!

Аллергии — это отдельная история. Медики накапливали материал с 70-х годов прошлого века и выяснили, что причиной многих аллергических заболеваний у городских жителей (дерматитов, ринитов, конъюнктивитов, зуда и даже атопической формы астмы) является наличие тараканов в их жилищах. Некоторые виды этих насекомых выделяют секрет, который при контакте с кожей может провоцировать образование волдырей и нарывов. А на высохших хитиновых покровах погибших тараканов успешно развиваются колонии клещей домашней пыли, которые также вызывают у людей аллергические реакции.

Фото: АиФ/ Дмитрий Писаренко

Города России осваивает американский таракан

— Есть мнение, что на тараканов губительно воздействует излучение вышек сотовой связи. Это правда?

— За рубежом были кое-какие исследования на эту тему, но о достоверных результатах неизвестно. Думаю, всерьёз говорить об этом не стоит. Каких-то значительных изменений в экологии и поведении насекомых в масштабах города не зафиксировано.

Тараканы способны пережить даже ионизирующее излучение. В научной литературе 1980-90-х годов были публикации о нахождении этих насекомых в помещениях отсеков для авиабомб военных самолётов. На высоте 10 километров им было тепло, так как рядом работали моторы, а то, что при этом создавалось сильнейшее электромагнитное поле, их, похоже, совсем не волновало.

— Откуда тараканы вообще взялись в человеческих жилищах?

— Это одна из наиболее древних групп насекомых. Их ископаемые остатки находили в угольных пластах и песчаниках Палеозойского периода (возраст — 250-55 миллионов лет!). Они встречаются на всех континентах планеты, а общее число видов тараканов превышает 4,5 тысячи. Но только около 2% видов являются синантропами, то есть живут в разнообразных постройках и жилищах человека.

Первоначальной «родиной» тараканов считаются регионы северной и центральной Африки. Оттуда они не без участия человека были развезены или разнесены по всей планете. Сначала морскими путями (греческими и финикийскими судами), а затем сухопутными (купеческими караванами).

Россия находится в зоне умеренного климата, и тараканы, обитающие в наших домах (в основном рыжие, чёрные и американские), являются завозными видами. Первые упоминания в литературе о рыжих и чёрных тараканах относятся к XVII- XVIII векам. Третий вид, американский таракан, впервые был обнаружен в начале ХХ века в Санкт-Петербурге (это ведь город-порт), а в 1970-80-х годах — в Москве и Хабаровске. В настоящее время американский таракан успешно осваивает города нашей необъятной родины с помощью разных видов транспорта. Его завозят с багажом, текстилем, продуктами, разными товарами.

Кроме того, на территории крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, зарегистрировано появление новых видов синантропных тараканов — коричневополосого, пепельного, восточно-азиатского, туркестанского.

Фото: АиФ/ Дмитрий Писаренко

Раньше их вымораживали

— Главный вопрос: как избавиться от тараканов у себя дома? Что тут можно посоветовать?

— Самое главное — заставить себя следить за чистотой жилища, постоянно убирать свой дом. Ежедневно выносить бытовой, пищевой мусор, следить за тем, чтобы не текли краны, чтобы ночью в раковинах не оставалась вода (тараканам она жизненно необходима, как и тепло, они ведь родом из тропиков).

Для профилактики нужно заделать трещины, отверстия и щели современными герметиками, периодически проверять места стыковки труб водоснабжения в местах общего пользования — на кухне, в туалете, ванной. Закройте вентиляционные отдушины мелкоячеистой решёткой, раскладывайте липкие ленты, пищевые приманки в контейнерах (коробочках) под кухонной раковиной, под холодильником и шкафами, а также на кухонной мебели. Это на случай, если у вас внезапно появятся тараканы-мигранты после инсектицидных обработок у соседей.

Но допустим, что тараканы уже обосновались в вашем доме. Что делать? Раньше боролись народными средствами, так как инсектицидов не существовало. В царской России их обычно вымораживали: крестьяне зимой, в морозную погоду открывали настежь двери и окна своих изб и уходили на неделю жить к родственникам или соседям. За это время не только тараканы, но и другие виды насекомых полностью погибали от холода. Температура ниже минус 15 °C смертельна для насекомых.

Понятно, что в городских условиях этот метод неприемлем. Оставив на неделю в квартире открытые окна, вы рискуете повредить отопительную систему.

Зато сегодня в магазинах имеется огромный выбор инсектицидных средств. При покупке обращайте внимание на то, чтобы средство было зарегистрировано в установленном порядке и имело сертификат соответствия. Ни в коем случае не стоит приобретать инсектицидные препараты где-то в интернет-магазине или с рук, доверившись рекламе «дешёвого и эффективного» средства. Если в вашем доме развелось много тараканов, то лучше вызвать специалиста, который профессионально обработает помещения современными инсектицидами. Затем для уничтожения выживших насекомых применяйте щадящие здоровье человека средства — гелевые пищевые приманки (они локально наносятся на поверхность в виде капель), пищевые приманки в контейнерах, липкие ловушки-домики, препараты бора в виде порошков.

Травмируют словно ножом

— Кстати, о боре. Правда, что борная кислота — единственное средство, к которому у тараканов не вырабатывается привыкания?

— Действительно, за 200 с лишним лет применения этого соединения против тараканов привыкания к нему в научной литературе не было отмечено. При этом для человека борная кислота (а также бура — натриевая соль борной кислоты) малоопасна. Помню, в 1970-е я лечила потницу (опрелости) у своего ребёнка 2%-м водным раствором борной кислоты.

Но для тараканов эти соединения являются ядами замедленного кишечного действия. Накапливаясь в организме, они травмируют желудочно-кишечный тракт словно ножом, а снаружи борная кислота повреждает хитиновые покровы насекомого, что приводит к его обезвоживанию.

— И как применять борную кислоту? Само слово «кислота» пугает людей.

— Лучше всего использовать кристаллическую борную кислоту в виде порошка. Его можно купить в аптеке. Просыпьте и вотрите порошок в щель между плинтусом и стеной. Но самый действенный способ — приготовить отравленную пищевую приманку с добавлением борной кислоты. Отварите яйца, извлеките желток и разотрите его, тщательно перемешайте с порошком борной кислоты (не более 30% на 100 граммов общего состава), добавьте туда варёный картофель — наполнитель для образования формы. Скатайте из этой массы небольшие шарики диаметром 1 сантиметр и разложите их в местах обитания, передвижения и скопления насекомых. Этому составу не менее 50 лет, и его как «народное средство» до сих пор с успехом применяют для уничтожения тараканов и муравьёв в наших жилищах.

Борная кислота не отпугивает тараканов, рано или поздно они съедят приманку либо, «извалявшись» в кристаллах порошка, рассыпанного за плинтусом, изранят свои покровы. Через 10-12 дней вы увидите результат: количество насекомых постепенно и неуклонно начнёт снижаться, затем вы перестанете их замечать.