12827

Дипломы не нужны? Массовое высшее образование достигло потолка

№ 39 от 25 сентября 2013 года 25/09/2013

 

Одновременно на 6% выросло количество выпускников средней школы, которые поступили в ссузы. Специалисты объясняют это тем, что массовое получение высшего образования достигло своего потолка: абитуриенты и их родители приходят к выводу, что для успешного трудоустройства не обязательно иметь диплом об окончании университета.

Рабочих не хватает

По мнению Дмитрия САНДАКОВА, кандидата биологических наук, редактора сайта obrazovanie.by, массовые недоборы стали следствием трех факторов. Во-первых, сыграл свою роль фактор демографический: в нынешнем году школу окончили на 4 тысячи человек меньше, чем в прошлом. Во-вторых, введение минимального балла по централизованному тестированию привело к тому, что часть абитуриентов, набравших меньше 15-20 баллов, не смогли подавать документы в вузы.

- Наверное, это было оправданно, потому что в прошлые годы были казусы, когда на физфак мог поступить абитуриент с одним баллом по физике.

Третий фактор - психологический - заключается в том, что социальная востребованность высшего образования прошла пик и потихоньку поползла вниз. И родители, и студенты начали понимать, что сама по себе «корочка» дает не так уж много, а затраты на ее получение зачастую оказываются несоразмерно большими. И дело даже не столько в деньгах, сколько в потере молодым человеком пяти лет, в течение которых он мог бы получить реальный опыт, стать настоящим профессионалом, начать собственный бизнес и т.п.

В Беларуси действительно сложился дисбаланс в подготовке кадров, считает Анатолий РУБИНОВ, председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси, председатель Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях высшего и среднего специального образования в 2013 году. Если в 1991 году на первый курс вузы принимали 37,5 тыс. абитуриентов, то в этом году они были готовы принять 97,5 тыс. человек. В то же время в ПТУ в 1991 году был набор на 72 тыс. человек. В 2013 году - 36 тыс. По мнению Рубинова, такое соотношение явно не соответствует уровню производительности труда в Беларуси.

- У нас сегодня на одного рабочего планируется почти три специалиста с высшим образованием. Это явно ненормальная пропорция, - сказал Рубинов.

Виноваты платники?

Говоря о недоборах, чиновники разделяют тех, кто поступает на бюджетное и платное отделения. Так, первый заместитель министра образования Александр ЖУК считает, что дисбаланс возникает главным образом за счет платников и заочников. Потому что, если брать только студентов вузов бюджетной формы обучения, их даже меньше, чем студентов ссузов: 24,1 тыс. студентов вузов против 25,3 тыс. студентов ссузов (не считая учащихся ПТУ).

- По бюджетникам ситуация сравнима с тем, что происходит в развитых странах, - отметил замминистра. - А насчет платников действительно есть вопросы.

И хотя вузы пытаются увеличить число платников для пополнения своих бюджетов, в Минобразования рассуждают о дисбалансе, к которому приводит избыточное количество специалистов с высшим образованием.

В том, что многие вузы в 2013 году не выполнили план набора платников, Дмитрий Сандаков не видит ничего страшного.

- Это скорее хорошо, чем плохо. В этом году в вуз не смогли поступить абитуриенты с самыми низкими баллами по ЦТ - это, несомненно, благоприятно скажется на общем уровне образования на первом курсе.

Не отчисляют никого

Еще одним негативным эффектом платного высшего образования Дмитрий Сандаков называет нежелание вузов отчислять неуспевающих студентов-платников, которые являются источником финансов. Поэтому на платных отделениях вузов сегодня полно студентов, у которых средний балл - 4,0. Это минимальная проходная оценка при сдаче экзамена.

- Специалистами таких выпускников можно назвать с очень большой натяжкой, - говорит Сандаков. - Зачастую они не владеют знаниями даже на уровне школьной программы, потому что за пять лет безделья многое забыли.

Такая ситуация не могла не привести к девальвации ценности диплома о высшем образовании. Работодатели уже поняли, что диплом вовсе не гарантирует наличия даже элементарных знаний у его обладателя.

- Поэтому я надеюсь, что сложившиеся в области высшего образования дисбалансы начнут постепенно выравниваться. И наблюдаемое в этом году уменьшение количества студентов станет началом самостоятельного оздоровления системы.

Профессор должен студенту?

В целом, по мнению Дмитрия Сандакова, появление платной формы обучения в вузе привело к крайне негативным последствиям. Ранее образование было благом высшего порядка, которое невозможно было приобрести за деньги, и в этом состояла его ценность. Вузы были своего рода храмами знаний, которые давали это благо не самым богатым, а самым достойным. С появлением платного обучения ситуация радикально изменилась. Вузы утратили свой особый статус. Они перестали быть храмами науки и центрами просвещения и «опустились» в плоскость товарно-денежных отношений.

- Образование стало товаром, а сам вуз - учреждением обслуживания. Если ранее вузы стояли вне поля купли-продажи, то теперь они начали подчиняться законам (писаным и неписаным) товарно-денежных отношений. По сути современные отношения «студент - вуз» находятся в правовом поле Закона «О защите прав потребителей».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно