200

Продукты привезли! Как работают автолавки в сельской местности?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 35. «Авокадо подвезли?» 27/08/2024
Анастасия Бобович. / АиФ

Корреспондент «АиФ» поездила по деревням с автолавкой и узнала, как там все устроено.

В городах не приходится ломать голову над тем, где купить продукты для сегодняшнего обеда или завтрашнего ужина. Магазинов, как и товарных позиций в них, в изобилии. А вот в большинстве белорусских деревень магазинов нет… Тогда на помощь местным жителям мчится автолавка.

Отправились в Мозырский район и поездили по сельским дорогам вместе с Торговым унитарным предприятием «Припятский Альянс» Гомельского областного потребительского общества, относящегося к Белкоопсоюзу.

«От зари до зари»

Рабочий день сотрудника автолавки начинается с семи утра. Сначала водитель направляется на склады, где наполняет прилавок всевозможными товарами, и только после начинает свой маршрут по глубинке. Рабочий день может завершиться и в шесть, и в восемь вечера в зависимости от маршрута. А отдыхают «магазины на колёсах» только в воскресенье.

Как правило, продавец, в силу своего опыта, знает, как много продуктов у него примерно уходит за день по тому или иному маршруту. Поэтому старается брать столько, сколько сможет продать. Но если некоторые товары разобрали неожиданно быстро – сотрудника ждёт внеплановая загрузка и пополнение запасов в магазинах по пути к очередной деревне. Пустой автолавка к сельчанам приехать не может.

– Каждый местный житель может купить продукты в нужном объёме, – рассказывает про свою работу водитель-продавец Михаил СУЗЬКО (сотрудников в автолавке, как правило, двое – продавец и водитель. Однако Михаил осознанно и добровольно совмещает две должности. – Прим.). – Например, как-то позвонил мужчина, который пропустил прибытие автолавки, настолько он был увлечён работой на огороде. Но вернуться в его деревню из-за плотного графика я не могу… Поэтому на обратном пути, в свое личное время, пришлось вновь заехать в деревню, чтобы мужчина смог купить одну буханку хлеба. Или, например, в одной деревне живёт женщина почтенного возраста. Случается, заболтается по телефону с дочерью или забудет о том, что сегодня приедет автолавка. Если не вижу её среди покупателей, то сам иду и стучусь к ней в дом с напоминанием. А как иначе?

Любой каприз

О том, что в деревню приедет автолавка, местные знают заранее. Для этого в месте остановки машины (таких точек в деревне может быть несколько, чтобы людям не приходилось идти из одного конца деревни в другой) вывешивают расписание. А как только водитель заезжает на точку, он оповещает о своём прибытии громким гудком.

Отдельная тема – отношение деревенских к водителю. Михаила в каждой деревне зовут «своим человеком». И шутки шутят, и перебрасываются кроткими фразами о личном. Как позже выяснилось, водителя-продавца как-то хотели поставить на другой маршрут. Однако новое направление он осваивал недолго, ведь местные подняли шум: «Верните нам Мишу!» И хоть продукты к деревенским привозили те же, другой продавец их настораживал…

Наблюдая за покупателями, замечаю, что они не проверяют сроки годности продуктов, не ощупывают хлеб со всех сторон, как это часто делают в супермаркетах. А некоторые сразу протягивают свою сумку или пакет Михаилу, чтобы тот сам всё сложил внутрь.

– К нам просрочка не попадает, всегда всё свежее привозят, – разговорилась у автолавки жительница деревни Передрейка Тамара Демяновна. – А продавец Миша – настоящее золото. Никогда не откажет в просьбе привезти то, чего нет в ассортименте. И цемент, и краску, и ведро… Всё привезёт, если попросишь.

То, что автолавка привозит товары персонально, подтвердили и другие местные жители. А директор Торгового унитарного предприятия «Припятский Альянс» Зинаида МИРУТЕНКО поделилась таким фактом: «Есть у нас один покупатель, который просит привозить "экзотику": папайю, ананасы, манго, авокадо. И мы в этом не отказываем».

Выбор есть

Забираюсь внутрь автолавки и рассматриваю ассортимент. Всё есть: от молока до крышек для консервации (сезон закаток как-никак). На прилавке виднеются жёлтые ценники для социально значимых товаров, на которые определённому сегменту покупателей положена 10%-ная скидка. А нарушений по срокам годности замечено мною не было.

Наблюдаю за тем, что покупают сельчане. Чаще – продукты первой необходимости: хлеб, яйца, масло, «молочку»... А одна женщина приобрела около семи пакетов чипсов – объяснила, что готовится к приезду внуков.

– Миша, дай мне молока, – говорит очередная клиентка.

– В пакетике? В бутылке? Какой процент жирности нужен? Есть 1,5%, 3,2%...

– И мороженого!

– Есть пломбир в стаканчике, есть мороженое на палочке в шоколадной глазури...

Такое разнообразие ассортимента утверждено на законодательном уровне. «Есть чёткий перечень товаров, которые должны быть в автолавке, – рассказывает первый заместитель директора Торгового унитарного предприятия «Припятский Альянс» Галина ШПАК. – При этом мы хотим, чтобы у покупателя всегда был выбор за счёт расширенного ассортимента. Один вид продукта должен быть представлен не менее чем тремя поставщиками, включая региональных производителей. При этом мы, осознавая спрос, можем выставить, например, хоть пять видов сладких газированных напитков или, допустим, восемь и более видов сосисок. Сколько угодно. Итоговое количество товаров определяем исходя из спроса местных жителей. И стараемся, чтобы на прилавке был как сегмент подороже, так и подешевле. Словом, на любой кошелёк, чтобы всегда был выбор».

Трудности дела

У автолавок строгий график. Расписание, которого придерживается водитель, чётко обозначает выезд, а также время остановки в деревнях. Руководство контролирует маршрут водителей с помощью специальной компьютерной программы, которая отображает локацию автолавки в режиме реального времени.

Конечно, случается, что машина может задержаться. Чаще всего это происходит из-за непогоды. С таким, например, в сельской местности нередко сталкиваются зимой из-за сугробов. И если водитель не может проехать – раздаётся звонок в сельсовет. Проблему стараются решить оперативно, чтобы автолавка как можно быстрее добралась до покупателей.

Упорно интересуемся у водителя, с какими трудностями ещё он сталкивается во время своей работы:

– В некоторых деревнях очень плохо ловит связь, – подумав, отвечает водитель. – Старшее поколение больше доверяет наличным, а вот молодёжь – банковским картам. Случается, в некоторых точках, я выхожу из машины и отправляюсь с терминалом по селу ловить сигнал. Но с опытом уже понимаешь, под какое дерево нужно встать, чтобы оплата прошла.

«Приезжайте почаще!»

– Автолавка приезжает к нам летом три раза в неделю, – рассказывает одна из жительниц деревни Передрейка. – Если не полениться и заранее написать список продуктов, то ты ничего не забудешь. Но, признаться, хотелось бы, чтобы «магазин на колёсах» всё-таки приезжал в деревню почаще. Ведь как оно бывает: сегодня тебе надо купить одно, а завтра уже захочется чего-то другого…

К слову, автолавки учитывают сезонность. Например, в зимний период выездные магазины не заезжают в дачные посёлки, так как местных там нет, все уезжают в города. Но если в деревне есть жители с постоянной регистрацией, то автолавка не может обделить вниманием населённый пункт ни летом, ни зимой.

Например, в деревне Велавск зарегистрировано 216 человек. В этой точке автолавка задерживается на 2 часа 15 минут, чтобы местные успели за покупками. А вот в деревне Турбинка проживает всего… один человек. Но даже там продавец будет ждать и обслуживать клиента отведённые 15 минут.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно