950

Потери сознания и ВВП. Как будем бороться с алкоголизмом в Беларуси?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 21 23/05/2017
Антиалкогольные кампании ведутся давно.
Антиалкогольные кампании ведутся давно. Фото из открытых источников

ЛЬЧтобы решать эти проблемы, в стране принимаются специальные госпрограммы. Мы внимательно изучили последнюю из них - «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 гг. с ее подпрограммой «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма» и задали вопросы правительству. По поручению Совета министров Беларуси наши вопросы рассмотрели Министерство здравоохранения совместно с МВД и Министерством антимонопольного регулирования и торговли Беларуси.

«Безопасные» литры

- Один из целевых показателей вышеназванной программы - снижение потребления алкоголя на душу населения до 9,2 л к 2020 г. Почему определена именно такая цифра, а не 8 литров, что является критическим порогом по определению Всемирной организации здравоохранения?

ЦИФРЫ
В результате принимаемых мер в стране снизилось потребление алкогольных напитков. По данным Белстата, в 2016 году сохранилась динамика снижения объемов продажи алкогольных напитков, которая составила в пересчете на абсолютный алкоголь через все каналы реализации 8 353 000 дал, или 97,9% к 2015 году. Потребление алкоголя на душу населения снизилось с 9,05 литра в 2015 до 8,8 литра в 2016 году. Экономические потери, связанные с алкоголизмом и пьянством, в 2011-2015 гг. составляли ежегодно от 0,8 до 1% ВВП.
- Указанный целевой показатель сформирован на основе анализа динамики потребления алкоголя населением страны за последние 10 лет. Экспертные оценки показали, что снижение потребления алкоголя в среднем составляет 0,2-0,3 л в год, поэтому запланированный показатель в 9,2 л к 2020 г. отражает реальные возможности снижения показателя в сравнении с 2014 г., когда составлялся проект программы. Следует отметить, что установленный ВОЗ «критический порог потребления алкоголя» имеет оценочный характер, он основан на мнении отдельной группы экспертов и не подтвержден результатами сравнительных научных исследований. Министерство здравоохранения считает, что эффективная антиалкогольная политика не должна ориентироваться на фиксированный уровень потребления алкоголя в 8 литров - для демографической безопасности страны в большей степени важно снижение числа негативных социальных и экономических последствий пьянства и алкоголизма. Вместе с тем Минздрав считает: чем ниже показатель потребления алкоголя на душу населения, тем эффективнее работают меры деалкоголизации общества.

Время и возраст

- Вопрос ограничения времени продажи алкоголя так и не решен до сих пор, хотя поднимался в предыдущие годы. Будет ли правительство настаивать на установлении единого времени реализации алкогольной продукции в объектах торговли с 9.00 до 22.00?

- Республиканские органы госуправления активно поддерживают это предложение. МВД по поручению Межведомственного совета по формированию здорового образа жизни при Совмине подготовило проект Указа президента «О вопросах розничной торговли алкогольными, слабоалкогольными напитками и пивом». 30.12.2016 г. МВД внесло проект указа в Совмин. Он предусматривает установление единого времени розничной торговли алкогольными, слабоалкогольными напитками и пивом с 9.00 до 23.00, а также введение запрета на розничную продажу алкогольных напитков вне обособленных торговых отделов. Практически всеми госорганами такие подходы поддержаны.

- В предыдущей госпрограмме было предусмотрено внесение изменений в законодательство о запрете продажи алкоголя лицам моложе 21 года. Почему эта инициатива не реализована и не включена в новую программу?

- Это предложение действительно неоднократно обсуждалось на межведомственном уровне и поддерживается большинством заинтересованных. Вместе с тем внесение запрета на продажу алкогольной продукции и табачных изделий лицам младше 21 года подразумевает увеличение возраста наступления совершеннолетия до 21 года, что сегодня нецелесообразно.

Сокращение магазинов

- Как показывает мировой опыт, действенная мера антиалкогольной политики - продажа алкоголя в отдельных удаленных специализированных магазинах. Почему такая норма не вошла в программу?

- Организация продажи алкоголя в отдельных удаленных специализированных магазинах целесообразна, однако принятие такой меры требует относительно длительного подготовительного периода. Первый шаг к этому - инициирование закрепления в законодательстве запрета розничной торговли алкогольными напитками вне изолированных отделов в магазинах площадью более 1500 м2. Правительством подготовлен и направлен в Палату представителей проект закона, которым предлагаются дальнейшие ограничения продажи алкогольных напитков.

- Программа предусматривает проработку вопроса о целесообразности введения норматива количества магазинов, торгующих алкоголем: не менее 1 на 5000 населения. Например, в скандинавских странах один такой магазин приходится примерно на 30 тыс. населения. Рассматривалась ли уже эта инициатива?

- Минздрав полагает необходимым издание соответствующего нормативного акта. Сегодня этот вопрос прорабатывается всеми заинтересованными.

- По определению ВОЗ (28-я сессия, 1975 год), алкоголь - это наркотик.  Учитывая, что за производство, импорт, доступность алкоголя отвечает правительство Беларуси, признает ли оно право граждан, пострадавших от алкоголя, подавать судебные иски против государства о возмещении вреда?

- Государством проводится комплекс мероприятий, направленных на профилактику алкоголизма, а также формирование здорового образа жизни среди населения. Употребление алкогольных напитков - осознанный выбор граждан, поэтому признание права граждан, пострадавших вследствие злоупотребления алкоголем, подать иски против государства о возмещении вреда считаем нелогичным.

КОММЕНТАРИЙ

Степан ВАСКОВСКИЙ, академик Международной академии трезвости:

- У правительства, на мой взгляд, нет четкого понимания, что алкоголь с позиций науки и фармацевтики - это яд. Иначе подходы к решению проблем были бы иными. Алкоголь также может быть оружием массового поражения, что уже не раз доказывала история. А значит, он должен быть под жестким контролем государства. И разговоры о том, что пить или не пить - «осознанный выбор граждан», - это профанация. Предложение формирует власть! Народ выбирает и содержит правительство, надеясь на грамотную политику. А ему сегодня вместе с бутылкой молока подсовывают бутылку с ядом. Поэтому алкогольная политика должна меняться коренным образом. Акцент должен быть сделан не на преодолении последствий алкоголизма и борьбе с пьянством, а на профилактике и формировании здорового образа жизни.

Не согласен с тем, что не нужно следовать конкретному международному критерию «критического потребления алкоголя». Он обязательно должен быть, чтобы понимать, куда мы движемся. Процесс должен быть управляемым, а не спонтанным. Лозунг - «Лучше меньше!».

Статистика о динамике потребления алкоголя населением на самом деле малоинформативна. Из нее непонятно, снижается ли потребление среди самой пьющей категории трудоспособного населения, составляющей примерно 25%. Может, снижение потребления произошло за счет закрытия жертв алкоголя в ЛТП, тюрьмах или на кладбище?

В указанных программах наравне с профилактическими и ограничительными мерами практически нет запретительных. Никто не говорит об одномоментном принятии «сухого закона». Но можно поэтапно вводить его элементы, например, начав с перечня профессий, при которых нужно вести трезвый образ жизни: учителя, врачи и пр.

Не могу принять логику заявлений, отрицающих ответственность правительства за алкоголизм в стране. Почему, купив колбасу и отравившись ею, человек может подать в суд на продавца, а приобретя алкоголь, который занимает «почетное» место в торговых сетях и от которого можно не только отравиться, но и лишиться свободы и умереть, лишен этого права? Возможно, если пострадавшие от алкоголя люди и их семьи начнут массового подавать иски о возмещении вреда, наносимого алкоголем, то, может, хоть это подтолкнет правительство к строгой алкогольной политике?

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно