- За 7 месяцев 2018 года по отношению к аналогичному периоду 2017 г. цена нефти для белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) выросла на 35%, при этом цены на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, за указанный период выросли в среднем на 14%. Текущий уровень цен на нефтепродукты на внутреннем рынке не компенсирует НПЗ обоснованных затрат на производство, в результате чего нефтеперерабатывающая отрасль по итогам работы за указанный период понесла убытки, - сообщили в Белнефтехиме.
На основании мониторинга цены на нефть, налоговой нагрузки, уровня цен в сопредельных государствах, курсов валют, других показателей, а также с учетом финансового состояния нефтеперерабатывающей отрасли нашей страны концерн решил продолжать политику поэтапного повышения цен на топливо.
- Почему наши НПЗ получают нефть по низкой стоимости из России, а поднимают цену на бензин выше российской?
- Не получают, а покупают. Причем по стоимости, составляющей сейчас около 75% мировой рыночной цены, - сообщили в ведомстве. - Такие условия приобретения нефти сложились в результате изменения с 2015 года налогового законодательства в РФ - так называемого «налогового маневра». Цена на российскую нефть для белорусских НПЗ определяется по специальной формуле, напрямую привязанной к мировым котировкам. С каждым годом налогового маневра стоимость нефти для белорусских НПЗ приближается к мировой.
При реализации своей продукции на экспорт белорусские НПЗ платят пошлину в бюджет нашего государства. Для бюджета страны пошлины - это выгодно. А для НПЗ в результате уплаты пошлин цена нефти при выработке экспортных нефтепродуктов практически сравнивается с мировой. То есть на экспорт НПЗ уже сейчас работают в рыночных условиях.
На внутреннем рынке Беларуси концерн придерживается политики сдерживания цен. В настоящее время цена на моторное топливо в Беларуси ниже, чем в соседних странах, дотируется нефтеперерабатывающими заводами, которые несут убытки. Цена на топливо на белорусских АЗС должна превышать российскую за счет более далекого транспортного плеча поставок нефти.
- Почему автомобилисты должны «скидываться» на модернизацию НПЗ за счет повышения цен на топливо? Никто не заставлял брать кредиты…
- В себестоимость бензина кредиты, взятые на модернизацию, не включаются. Свою модернизацию заводы оплачивают сами. Но для привлечения кредитов НПЗ должны работать прибыльно. По таким правилам действует любой бизнес.
Если финансовая ситуация не изменится, НПЗ будут вынуждены приостановить все свои инвестпроекты. А это в перспективе может привести к невозможности обеспечить внутренний рынок нашей страны качественными нефтепродуктами.
- Повышение цен пойдет на зарплаты работникам НПЗ и особенно их руководителям?
- Уровень заработной платы коллективов НПЗ как предприятий со значительной долей собственности государства находится под контролем государства и может изменяться только при выполнении законодательных условий.
В цене одного литра автомобильного топлива заработная плата составляет 2 копейки. А все затраты НПЗ, за исключением расходов на приобретение нефти, в сегодняшней цене автомобильного топлива составляют до 10 копеек. Поэтому практически никакого влияния на розничную цену бензина заработная плата работников НПЗ не имеет.
Поскольку НПЗ сейчас убыточны, заводы максимально сокращают все свои затраты, и о повышении заработной платы речи не идет.
Почему цена не падала?
- Почему не снижалась цена на бензин в 2016 году, когда стоимость нефти упала с $80 до $30 за баррель?
- В долларовом эквиваленте - снижалась пропорционально снижению цены на нефть, которую НПЗ покупают за валюту. Цена на бензин снижалась бы и в белорусских рублях, если бы в это время не произошло падения курса белорусского рубля в отношении других валют.
- Почему стоимость бензина не увязывается с уровнем доходов населения?
- Увязывается. Концерн проводит политику сдерживания цен на топливо в Беларуси. Если бы цена определялась рынком, она была бы значительно выше.
Интересные цифры сообщает Белстат: в общих расходах жителей республики расходы на автомобильное топливо занимают всего лишь 2,2%. Для сравнения: на услуги связи белорусы тратят 3,3% - на 50% больше. И цены на мобильную связь растут более активно, чем на бензин.
Кстати, в расходах транспортников стоимость бензина составляет также небольшую долю. Всего лишь 4,4% по статистике. То есть при росте цены на топливо на 10% расходы транспортников увеличиваются не более чем на полпроцента.
Не стоит забывать, что топливо - это товар, как и любой другой, и для его производства необходимы средства. Поэтому НПЗ, как и всякий производитель товара, должны иметь возможность за счет цены покрывать затраты на его производство.
- Если цены на внутреннем рынке убыточны, почему нельзя все наши нефтепродукты направлять на экспорт, а в Беларусь завозить дешевое российское топливо?
- В России автомобильное топливо сейчас дороже, чем в Беларуси, и завозить его невыгодно. В других соседних странах топливо еще дороже.
Есть и вопрос энергетической безопасности государства. Оказаться в ситуации, подобно одной из соседних стран, когда бензин собственных НПЗ занимает незначительную долю на внутреннем рынке, - это значит поставить под угрозу бесперебойное обеспечение белорусских автомобилистов, сельчан, транспортников и других отраслей экономики.
Откуда скидки?
- Почему на некоторых АЗС дают скидки на топливо, если цена убыточная?
- Концерн устанавливает предельно максимальные цены на нефтепродукты. То есть сетям АЗС поднимать цены выше нельзя. А вот скидку давать можно.
За счет чего? Принцип такой же, как в магазинах: за счет прибыли от других товаров. Иногда АЗС проводят акции: «для раскрутки» нового вида бензина с присадками, к примеру. Либо у них есть необходимость быстро распродать один из видов топлива - например, летнее дизельное топливо перед холодным сезоном года.
- Некоторые экономисты говорят, что бензин в Беларуси можно бесплатно раздавать, все равно экспорт покроет затраты…
- Это ошибочное мнение. С учетом уплаты таможенной пошлины при экспорте нефтепродуктов поставки фактически производятся в рыночных условиях, по ценам мирового рынка как нефтепродуктов, так и нефтяного сырья. А убытки НПЗ в настоящее время обусловлены именно низкими ценами на внутреннем рынке.
Цена нефти, стоимость электроэнергии для работы производственных установок, налоги, акцизы - эти расходы оплачивают НПЗ, они присутствуют в себестоимости топлива, и оно не может быть бесплатным.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть