ДОСЬЕ |
Валерий ГЕРГИЕВ родился в 1953 г. в Москве. Окончил Ленинградскую консерваторию. В 35 лет стал главным дирижёром Мариинского театра, а после - его художественным руководителем. Лауреат нескольких Госпремий. Женат, четверо детей. |
Музыку - в школы
- Валерий Абисалович, у вас практически каждый день на фестивале по два концерта, причём каждый раз в новом городе. При этом у вас театр, вы руководите Лондонским симфоническим оркестром, 20 лет возглавляете фестиваль «Звёзды белых ночей» и т. д. Зачем взвалили на себя ещё и Пасхальный фестиваль?- Ваш вопрос - правнук вопроса «Зачем вам Мариинский театр?» и отец вопроса «Зачем вы вообще посвящаете свою жизнь музыке?» Для меня сегодня важнее вопрос о том, исполняет ли Пасхальный фестиваль свои главные функции и удаётся ли это делать в тех масштабах, которые я хотел задать этому фестивальному движению.
- И как, удаётся?
- Вы меня сейчас подводите к тому, чтобы я начал хвалить себя, а точнее, своё детище. Конечно, я этого делать не буду. Я знаю одно: куда бы мы ни приехали, все до единого залы переполнены. Да, далеко не везде оркестр будет звучать так, как он звучит на сцене Мариинки-2. Но если у нас появится пять залов подобного уровня, мы в этом плане будем страной номер один. Реально ли это? Конечно, реально! В ходе фестиваля я, как могу, стимулирую запуск этого процесса - встречаюсь с губернаторами, вице-губернаторами.
- Дальний прицел у вас…
- Прицел простой: играть великие произведения для благодарной аудитории. Я заведомо знаю, что, например, в Костроме, Туле, Брянске - да в любом другом городе - всегда найдётся несколько десятков человек, которые, услышав о фестивале, обязательно захотят посетить наши выступления. Может, таких людей сотни - неважно. Но, даже если во всём городе было бы всего пять таких слушателей, я бы уже поехал. Каждый человек - это целый мир.
- Недавно вы сказали: «Школа без уроков музыки - это позор». А разве вопрос не упирается в деньги? Ощущение, что просто попытались сэкономить на детях, а точнее, даже на учителях.
- Да ну что вы, побойтесь Бога! Мне кажется, вся эта история из серии «Иван, не помнящий родства». Это всё наше беспамятство. О чём тут говорить, если даже имя Чайковского для кого-то у нас сегодня пустой звук? А между тем Чайковский стал, по сути, главным национальным композитором Америки и Японии! Поверьте мне! Вся Америка каждый год почти весь декабрь живёт под музыку из «Щелкунчика». Нет там другого композитора, который имел бы такое же влияние на умы и души американцев!
Вот мы сейчас с вами подъехали к известному ярославскому Театру имени Волкова. (Разговор происходит в машине по дороге к театру. - Ред.) Мы ведь с оркестром уже в четвёртый раз приезжаем сюда в рамках фестиваля. Столько же раз мы посетили Нижний Новгород. Семь или восемь раз выступали с концертами в Казани. Я могу долго перечислять. Это история не из серии «мы сподобились выступить в регионах, дав один концерт где-нибудь в Иркутске по дороге в Китай». При всём огромном уважении к благодарнейшей публике таких городов, как Нью-Йорк, Пекин, Токио, российские залы для нас сейчас приоритетнее.
Поздно причитать
- Вернёмся к Мариинке-2. То, что такой театр появился, - это замечательно. Но не получится ли так, что весь бюджет культуры уйдёт на создание таких гигантов, а регионам вообще ничего не достанется?
- За тем, как расходуется бюджет, должен следить не Мариинский театр, а соответствующие инстанции. Если они этого вовремя не сделали, а потом дороговизну проекта поставили в вину нам, это нечестно! Но вообще-то, мне кажется, сейчас мы стоим на пороге переломных решений, и президент к этим решениям готов больше, чем когда бы то ни было.
- С чего вы взяли?
- Хотя бы с того, что президент РФ сам на попечительском совете, где присутствовали главы крупнейших национальных и интернациональных корпораций, обратил внимание всех присутствующих на проблему детских хоров. Я не просил его об этом. И это решение куда более важное, чем может показаться на первый взгляд.
- Но вы же понимаете, что при существующем расколе в обществе даже такая инициатива со стороны власти может вызвать массу критики и споров…
- Ну так давайте консолидируемся и решим сообща хотя бы одну из проблем! В конце концов это касается наших детей, будущего нашей культуры! Пусть на открытии Олимпиады в Сочи запоёт хор из тысяч голосов! Пусть весь мир это услышит! Да, вбухали в эту Олимпиаду много денег. Ну что теперь причитать? Пусть хотя бы рождение грандиозного сводного хора станет одним из оправдывающих факторов таких высоких затрат. Сейчас важно использовать момент и принять самые здравые решения, чтобы всё это оправдать и укрепить фундамент культурного и спортивного будущего страны.
Сергей ГРАЧЁВ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть