С Сергеем Петровичем мы пообщались перед его выходом на сцену в одном из антрепризных спектаклей, в котором он играет вместе с Еленой Сафоновой.
Испытание сценой
– Жизненный спектакль получился, хоть и антреприза. Кстати, как вы к антрепризе относитесь?
– Конечно, хорошо. К ней плохо относятся те актеры, которых не берут в такие спектакли. Я на подмостки пришел достаточно поздно. В антрепризе играю всего лишь пятнадцать лет. Как сейчас помню свой первый выход на сцену театра Ленком. Я дрожал как осиновый листок и, как молодой актер, пережил все волнения. Но театральными кулисами отравился навсегда. Я понял, что в кино у меня нет самого главного – партнера. А в театре у меня есть зритель. И он самый главный мой партнер. Он – барометр спектакля. Если актеры на сцене существуют сами по себе, а зал сам по себе, то это не спектакль. Но если актеры смогут взбудоражить, рассмешить и увлечь зрителя, то можно быть уверенным – спектакль удался!
– А почему вы поздно вышли на театральные подмостки?
– Потому что в нашу страну антреприза, как явление буржуазное, пришла только с распадом Советского Союза, с года 1992‑го. В антрепризу собирались самостоятельные люди, что совсем не поощрялось при Совдепии. Тогда же считалось, что все должны находиться под наблюдением ЦК, обкома, райкома и первичных организаций.
Вся жизнь – кино
– И все же в большей степени российский зритель знает вас по вашим киноработам. Вы довольны своей киносудьбой?
– Я благодарен ей за то, что 50 лет мой телефон меня беспокоил. Скоро будет полвека с момента выхода моего первого фильма «Счастье пришло» на экраны кинотеатров нашей страны. За 50 лет мною сыграно практически 200 ролей.
– Из ваших киноработ можете выделить самую главную, которой вы посвятили всего себя?
– Такую не выделишь. Но в последнее десятилетие лучшей роли, чем в фильме «Классик», у меня не было. Я не могу забыть свою роль в фильме «Завтра была война». А еще очень важная, этапная роль была в моем фильме «Елки-палки» по очень дорогим мне рассказам Василия Шукшина.
– Как с ним работалось?
– Это было счастьем – настоящим, творческим! Мне повезло в жизни, что у меня были приятельские отношения с Василием Макаровичем! Когда ему негде было ночевать, он приходил ко мне, мы долго беседовали, а потом я стелил ему в кладовке – свободной комнате (тогда я жил в коммуналке). Однажды в этой комнате уже ночевал мой сосед – дядя Филя. Я дядю Филю подвинул и постелил Шукшину. А наутро, зайдя к ним, обнаружил, что они проговорили всю ночь. И, кстати, благодаря Василию Макаровичу я стал режиссером. Он так увлек меня своим материалом, что я поехал советоваться с Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым.
Актер-режиссер
– Вы же закончили у этого мастера сначала актерский факультет?
– Да. Мастера называли наш курс «курс Губенко-Никоненко». С нами учились еще и Евгений Жариков, и Валерий Малышев, и другие. А уж девушки к тому времени были все известными актрисами: Жанна Болотова, Жанна Прохоренко, Галина Польских, Лариса Лужина, Лидия Федосеева-Шукшина.
– А на режиссуру вы поступали с какой работой?
– Это была особая история. Я позвонил Герасимову и сказал, что хотел бы с ним посоветоваться. Он мне ответил: «Приезжай сейчас, мы как раз обедать собираемся!». Я взял такси и подъехал. За обедом все и решили. Для начала я решил полгода походить факультативно. Сомневался.
– Почему?
– Один умный человек сказал: «Нужно все подвергать сомнению». Если не сомневаешься, то любой блестящий предмет примешь за золото, а стекляшки за алмазы. Так я и проходил один семестр, и потом уже без всяких сомнений стал учиться на курсе.
Под сенью Есенина
– Мало кто знает, что вы еще создали музей Есенина и постоянно приобретаете для него новые экспонаты, а в прошлом году даже были награждены премией поэта. Откуда у вас эта страсть?
– Это же гениальный поэт! И второго такого я не знаю. Хотя я люблю и Пушкина, и поэтов Серебряного века. А в отрочестве больше всех любил Маяковского: «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана»… Все так емко! И вдруг прочитал: «Дорогая, сядем рядом, Поглядим в глаза друг другу. Я хочу под кротким взглядом Слушать чувственную вьюгу». И все. Чувственная вьюга мне подороже стала, чем «краска из стакана». Она прямо в душу.
– А фильм про Есенина не думали снять?
– Однажды мы с поэтом Евгением Юшиным решили написать сценарий о Есенине. Тем более Юшин сам из Рязани. Перелопатили мы много материала, но картину, слава богу, не поставили.
– Почему?
– Потому что сценарий получился слабым. Наверное, о поэте нужно снимать так, как итальянцы сняли о Микеланджело, где есть ведущий, который рассказывает интересные эпизоды из жизни художника. Мне очень понравился этот фильм. Или брать какой-то конкретный случай из биографии и разработать его, чтобы могли отразиться разные грани таланта личности. Однажды мне в музей принесли подделки под Есенина. Шесть писем, две открытки проливали свет на отношения Сергея Есенина с барышней. Артефакты этого неизвестного романа поэта были куплены на аукционе в Париже по словам этих людей, по очень крутой цене. Но мне они сразу же пообещали скидку.
– А как вы поняли, что это подделка?
– Во‑первых, по почерку. У Есенина почерк в течение жизни менялся. И, во‑вторых, конечно, по стилю. Как остроумно он Анне Романовне Изрядновой книжку подписал: «Анюте на безлихвенную память. Серг. Есен.» Выражение «не поминай лихом» он переделал на «безлихвенную память». А когда в двух прочитанных предложениях ты встречаешь заурядные слова и скучные выражения, становится понятно, что это подделка.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть