Театр «Современник» своё 55-летие отметил в рабочем режиме. Это позиция главы театра Галины ВОЛЧЕК. О том, какую цену ей приходится платить за успех и кто в ответе за тот крутой маршрут, который неизменно выбирает для себя Россия, шёл разговор за чашкой чая на традиционной встрече с главным редактором «АиФ» Николаем ЗЯТЬКОВЫМ.
В ответе - все!
- Галина Борисовна, соцопросы показывают, что в обществе сегодня нарастают пессимизм, уныние. Вы эти настроения чувствуете?
- Знаете, последние года два я очень замкнуто существую внутри своих театральных проблем. Хотя по-прежнему много общаюсь с самыми разными людьми - на улице, в аптеке... И настроения эти нерадостные, согласна - чувствую.
А проблем театральных столько и так они меня забирают, что иногда ловлю себя на том, что изменяю привычкам. Раньше чтобы я новости не посмотрела?! Такого быть не могло. А сегодня я вообще порой телевизор не включаю. Мне гораздо важнее вот это строение - «Современник» - сколотить, не позволить кому-то гвоздь из стены вытащить, доску отодрать…
- А много таких, кто гвозди пытается вытягивать?
- Тут дело не в количестве «доброжелателей». Просто что-то случается каждый день - артист заболел, другие какие-то накладки… Но гораздо более серьёзная проблема - очень трудно стало находить пьесы для постановок. Чтобы люди, придя в театр, не только посмеялись или поплакали, но и задумались. Полностью подстроиться под желания и вкусы даже очень хороших зрителей - для меня это неприемлемо. Хотя зритель у нас потрясающий! Публику ведь ценишь не по количеству аплодисментов (хотя в театре это тоже вещь важная), а по той напряжённой тишине, которая возникает во время спектакля. Это же очень важно для режиссёра - уметь создавать такую активную тишину. А зрителей сегодняшних - их же развлекают везде, где могут. На ТВ редкость большая, если проскальзывает что-то серьёзное, кроме «стрелялок» или дурацких сериалов.
Я не понимаю театра, в котором только отдыхают. Если нет работы души - это уже не театр.
- Вы говорите про отзывчивость зрителя. Но жизнь-то показывает обратное! На Западе - если вдруг теракт случится - на улицы выходят миллионы. А у нас услышат сообщение про очередной взрыв, подумают: «Слава богу, не со мной!» - и переключат телевизор на другой канал.
- Да, к сожалению, мы такие. Недавно поэтесса Лариса Рубальская рассказала про свою подругу, японку Мидори, - та всю жизнь проработала импресарио, организовывала гастроли наших музыкантов в Японии. У них с Ларисой была договорённость, что Мидори приедет к ней в гости на месяцок. Но вдруг случилась эта трагедия в Японии. И Мидори, человек уже очень пожилой, сказала: «Я возвращаюсь в Японию. Там сейчас плохо, там мои друзья. И я должна быть там». На меня её поступок произвёл огромное впечатление. Казалось бы, что она может сделать на этих развалинах после землетрясения и цунами? Но она всё равно хочет быть там, где её родина, где она, может быть, просто помолчит рядом со своим другом или выйдет на улицу, улыбнётся кому-то. И человеку станет немного легче.
Конечно, мы стали более жёсткими. Правильно вы говорите: переключаем телевизор на другой канал, не хотим усложнять свою непростую жизнь. Может, из-за этого очерствели, не знаю… Но и действительность наша иногда так больно бьёт!.. У меня тоже такой опыт печальный был. Пару лет назад на одном из перекрёстков, через который я езжу домой, обосновалась группа попрошаек - таджики или киргизы, не знаю точно. Они кидались к машинам, клянчили деньги. К моей машине подбежал мальчишка лет шести-семи: «Тётя, я есть хочу, дай!» Я к детям вообще очень трепетно отношусь, поэтому потянулась за сумкой. Но мой водитель схватил меня за руку: «Никакой он не голодный! Это же профессионалы!»
Но мальчик этот - он у меня вот тут, в груди, как камень был. На следующий день утром я накупила молока, хлеба, сырков сладких, чтобы вечером отдать их мальчишке. Вечер. Едем домой. На светофоре этот мальчик подбегает - глаза умоляющие. Я открываю окно и протягиваю ему батон хлеба (он мне первым под руку попался). И знаете, он так на меня посмотрел… Хорошо, что он меня по голове не стукнул этим батоном! Просто сунул мне его обратно в машину и совсем другим тоном, жёстким, произнёс: «Деньги дай!» Так меня эта сцена полоснула - словно наотмашь ударили. А из таких мальчиков вырастут взрослые люди, они будут воспитывать своих детей...
Я сейчас не про какую-то конкретную нацию говорю - это всех касается. Всех! Когда мы ставили «Крутой маршрут» по мемуарам Евгении Гинзбург о женщинах, оказавшихся в сталинских лагерях, консультировали нас те, кто сам прошёл через эти лагеря. И одну из них - Зою Марченко - я спросила: «Как вы думаете, это может когда-нибудь повториться?» Зоя Дмитриевна подумала немного и сказала: «Это зависит от всех. От всего народа». Она права! И повторение этого ужаса, и жизнь всего общества зависит не от плохого или хорошего Сталина, или, не знаю, Брежнева, или ещё кого-нибудь - нет. От всех нас!
Война амбиций
- Когда споры в обществе - это не страшно. А когда в труппе? У вас же сколько звёзд - Гафт, Яковлева, Гармаш, Хаматова!.. Наверняка конфликты возникают?
- Возникают. Потому что артист - это прежде всего личность. Если личности нет, то он неинтересен. У нас в «Современнике» есть артисты, которые никогда главных ролей не играли. Но в своих маленьких ролях их никто не переплюнет. Владислав Федченко, к примеру. Я могу просто шляпу снять за его отношение к театру. Если ему дадут маленькую роль, он никогда от неё не откажется. А есть такие, кто отказывается.
- Серьёзно?
- Был у меня такой прецедент, когда три ведущие актрисы отказались от участия в спектакле «Враги: история любви». Это были Марина Неёлова, Лена Яковлева и Лия Ахеджакова. Мне пришлось пережить такое!.. До начала репетиций оставалось меньше месяца. Мы этого спектакля ждали пять лет! Это во время отпуска случилось. Но вместо отдыха я судорожно искала выход из ситуации. К счастью, Бог мне послал Женю Симонову. Она не просто роль сыграла - она судьбу героини на сцене прожила! И вообще, не было бы счастья, да несчастье помогло - в результате во «Врагах…» сложился потрясающий ансамбль, каждая актёрская работа уникальна: и Чулпан, и Алёна Бабенко, и Серёжа Юшкевич.
- Ну и как их всех держать, все эти характеры, амбиции?
- Как? Потерей здоровья… Театр - это мясорубка, которая перемолола всю мою жизнь...
Галина ВОЛЧЕК родилась в 1933 г. в Москве. В 1955 г. окончила Школу-студию МХАТ, одна из основателей Студии молодых актёров (позже - театр «Современник»). С 1972 г. по сей день - главный режиссёр «Современника». Среди её наград - Государственная премия СССР, орден «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степеней. Народная артистка СССР.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть