2501

Правила звезды. Ирина Мазуркевич – о подарках судьбы, театре и жизни

"Аргументы и факты" в Беларуси № 34. Атомные киловатты. Куда будем девать избыток энергии 21/08/2018

Чудо из мозыря

- В детстве у меня постоянно были содраны коленки, - вспоминает народная артистка. - Наш большой дом состоял сплошь из «коммуналок», и мы всё время проводили во дворе, где была булыжная мостовая. В этом же дворе иногда ставили спектакли. Помню, что в «Золушке» я играла принца. Однажды кто-то из старших сказал: «Тебе надо быть артисткой, учиться во ВГИКе. Ты так легко плачешь, смеешься…» Что такое ВГИК, я не знала, но, когда в 8-м классе подружки собрались поступать в Горьковское театральное училище, упросила взять меня за компанию. Все удивлялись: «Куда ты едешь?» Действительно, я была невзрачная, не выговаривала «ш» и «р». Но поступила. Мне было 15 лет.

 - Чудеса продолжились и дальше. Спустя год в училище заглянул ассистент режиссёра, снимавшего спортивную драму «Чудо с косичками» о судьбе белоруски Ольги Корбут. В итоге эта роль досталась вам. Кстати, а лично с легендарной гимнасткой вы не встречались?

- Встречалась, уже после выхода фильма. В одной из телепередач для меня подготовили сюрприз - прямо во время эфира в студию вошла Ольга Корбут. Тогда она впервые за много лет приехала из Америки. Выяснилось, что в реальности мы не очень-то и похожи. Ольга оказалась на голову ниже меня, другая по характеру. Хотя судьбы наши пересеклись не только благодаря кино. Ещё в Мозыре я восемь лет занималась художественной гимнастикой. Старалась не пропускать ни одной тренировки. И когда на пробах показала шпагат, переворот, мостики - это сработало. Стало ясно, что многие упражнения в картине я смогу выполнить самостоятельно.

Выбор Высоцкого

- Далее ещё один подарок судьбы - «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Вашим партнёром был Владимир Высоцкий. Причём именно он выбрал вас из сотен претенденток.

- Когда начали сниматься, я ничего о нём не знала. Очень мало мне говорили имена и других артистов, с которыми предстояло работать: Золотухин, Петренко, Глузский, Табаков. Но они оказались простыми людьми. Высоцкий, например, сразу попросил называть его Володей.

Как-то он принёс две песни, которые сочинил для фильма - «Разбойничья» и «Купола»… Спрашивал моё мнение. Честно говоря, я в те годы не могла по-настоящему оценить его творчество, понять масштаб личности, дар большого поэта. Знаю только, что ему нужен был человек, который бы находился рядом и слушал.

- Но Высоцкий за вами серьёзно ухаживал, был влюблён, вы же оставались равнодушны.

- Он был уже зрелый - 37 лет, а мне исполнилось всего 17. Видела, что с его стороны есть мужской интерес, принимала ухаживания, но мне было совершенно всё равно. Для его окружения это казалось необычным. Поклонницы рвали своего любимца на части, на спектакли, где он играл, билеты разлетались мгновенно. А я относилась к нему совершенно бескорыстно, ничего не требовала.

Думаю, он это чувствовал, поэтому у нас и сложились такие добрые, дружеские отношения. У меня сохранились некоторые его подарки, телеграммы, где написаны слова, адресованные только мне, стоит подпись Володи. Когда в Москве создавался музей Высоцкого, я отдала туда оригиналы, а себе оставила ксерокопии. Потом некоторые мои друзья даже удивлялись: мол, зачем рассталась с подлинниками? Но у меня иной взгляд. Знаю, что это было в моей жизни - и всё. Остальное не имеет значения.

- Зато, когда встретили Анатолия Равиковича, не сомневались ни минуты, несмотря на то что вам едва исполнилось 18, а он был старше на 21 год.

- В Равиковича влюбилась моментально. Сначала как в артиста. Тогда он играл каких-то древних старцев и так перевоплощался, что на сцене я его не узнала. Потом мы столкнулись в коридоре. Я увидела, какие у него на самом деле молодые, красивые глаза, и… зародилась та «химия», которую не выразишь словами. Знаю только одно - любовь с первого взгляда существует. Мы прожили вместе 30 лет и были счастливы.

Декорации вторичны

- В вашем репертуаре десятки ролей, в том числе в классических пьесах. А как относитесь к тому, что сегодня Островского, Чехова, Шекспира перекраивают до неузнаваемости?

- Считаю, что в театре крайне важны эмоции. Происходящее должно заставлять зрителя плакать или наоборот - вызывать смех, восторг. А в каких декорациях это происходит - вопрос вторичный. Недавно смотрела «Чайку» в постановке литовской труппы. Там разговаривали современным языком, но это выглядело очень убедительно.

- Вы звезда, но не появляетесь на «тусовках», заказных концертах. Почему?

- Во-первых, мне это не нужно. Во-вторых, не хочу привлекать внимания. Артисты часто, особенно в шоу-бизнесе, специально будоражат публику, даже идут на провокации, чтобы подогреть к себе интерес. Такие шаги понятны: это и дополнительные средства, и реклама. А может, им скучно жить? Мне - нет. Я люблю побыть дома, покопаться в земле. Когда уезжаю в отпуск, хочу скорее вернуться обратно на любимую дачу, пообщаться с внуками. Матвею уже 8, Еве 6, и мы большие друзья. Говорят: «У вас жизнь простого человека». Да, обыкновенного. Сама хожу по магазинам, готовлю, вожу машину - за рулём уже 32 года. Конечно, держу себя в форме, 2-3 раза в неделю обязательно хожу в бассейн. Мне хочется, чтобы зрители верили: в эту девушку, женщину можно влюбиться по-настоящему.

- Внешне кажется, что ваша жизнь - сплошной успех, но она не всегда была безоблачной. В 1990-е вы остались без работы, даже пробовали заняться частным извозом. А как найти силы, чтобы переломить обстоятельства и обрести своё место в жизни?

- Переброс из одной социальной формации в другую всегда порождает несправедливость. Персонажей, которые ничего собой не представляют, эта пена вдруг вынесла на вершину, а многие специалисты, наоборот, оказались не нужны. Но здесь надо отделять одно от другого. Я, например, не считаю, что все равны. У разных людей – разные способности и потребности. Кто-то - лидер, а кто-то хочет, чтобы его не трогали, и согласен жить «в стаде». Знаете, я как-то играла в спектакле «Биография», где герою предлагалось изменить свою судьбу. У него спрашивали: «С какого момента начнём?» Но, как он ни пытался «отмотать плёнку назад», ничего не получалось. Всё равно возвращался к исходной точке. Так и в реальности. Ни я, ни многие другие, подойдя к сегодняшнему дню, думаю, ничего не стали бы менять. Потому что даже самые неудачные, тяжёлые моменты дают тот опыт, благодаря которому начинаешь больше ценить удачу, счастливые мгновения. Необходимо учиться видеть хорошее, получать удовольствие от жизни и не портить её другим. Правило несложное, просто надо ему следовать.

Елена ДАНИЛЕВИЧ, Ирина ПЕТРЕНКО

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно