Полёт Владимира Джанибекова и Виктора Савиных стал одной из самых сложных миссий в истории мировой космонавтики. Перед ними стояла задача - пристыковаться к неуправляемому «Салюту-7» и вернуть его к жизни. Спустя 14 лет Виктор Савиных написал книгу «Записки с мёртвой станции». А на прошлой неделе посмотрел снятый на ту же тему фильм.
«В добрый путь, сынки!»
Из книги «Записки с мёртвой станции»: «А ждать было нельзя. Свежи ещё воспоминания об американской станции «Скайлеб», которая потеряла управление и начала - виток за витком - снижаться. Упасть она могла в любой точке земного шара, и пресса поэтому подняла большой шум».
- Виктор Петрович, что же произошло с «Салютом-7»?
- Отказала автоматика подзарядки батарей. Станция обесточилась и вышла из строя.
В феврале 1985 г. я готовился к плановому полёту на «Салют-7». Станция летала в автоматическом режиме. И вдруг мы узнаём, что с ней прервалась связь. Что случилось? Ответа никто не знал. Это мог быть взрыв, пожар, разгерметизация из-за метеорита.
Ждать, когда она упадёт, было нельзя - до этого уже произошла трагедия с американской станцией «Скайлеб», обломки которой долетели до Австралии. Было принято решение лететь на «Салют-7», чтобы выяснить причину аварии. Но для начала станцию ещё нужно было найти и состыковаться с ней в ручном режиме.
Я по плану и так должен был лететь как бортинженер. А вот в командиры нужно было выбрать опытного космонавта, который хотя бы раз проводил ручную стыковку. Таких было только трое - Кизим, Малышев и Джанибеков. Остановились на Джанибекове. У него, правда, закончилась медицинская справка, поэтому он срочно лёг в госпиталь для освидетельствования. В середине марта Джан (так его называют друзья) получил «добро» от главной медкомиссии на полёт сроком не более 100 суток.
6 июня с Байконура стартовал наш корабль «Союз Т-13».
- На мёртвую станцию летел корабль под номером 13. Это не пугало?
- А у меня вообще с числом 13 многое связано. В первый мой полёт стыковка проходила 13 марта. Третий полёт был в рамках 13-й международной экспедиции. И живу я в 13-й квартире. Так что всё нормально.
Перед полётом прославленный лётчик Кожедуб сказал нам: «В добрый путь, сынки! Это говорит вам Иван Кожедуб, который хорошо знает, что такое отправляться на выполнение боевого задания. А вам именно это и предстоит».
Тишина, темнота и холод
Из книги «Записки с мёртвой станции»: «Земля: «Первое ощущение? Температура какая?» В. Джанибеков: «Колотун, братцы!»
Эта фраза была вычеркнута из каких-либо информационных сообщений».
- В фильме показано, что вы пристыковались без согласования с ЦУПом. Это правда? Джанибеков пошёл на такое?
- Нет, неправда. Более того, мы пристыковались с первого раза и без особых проблем. Точнее, мы к этим проблемам были готовы. Слаженность в наших действиях была отработана до такой степени, что мы понимали друг друга с полуслова. А после стыковки молча сидели в своих креслах, только пот стекал.
Когда попали на станцию, температура там была ниже нуля. Уже в переходном отсеке мы поняли, что внутри нет электроэнергии. Вплыли - жуткая тишина, темнота и холод. Словно в мёртвом доме. Сначала на нас были противогазы - вдруг на станции произошёл пожар? Летали в темноте с фонариками. Это было похоже на какую-то детективную историю.
Потом начали искать и устранять неисправности. Самое страшное произошло, когда температура стала плюсовая и весь лёд растаял. Станция изнутри покрылась плёнкой воды. По стенке стукнешь - брызги отлетают. Взяли все тряпки, какие у нас были, собрали воду.
- Говорят, вы стали прототипом русского космонавта в шапке-ушанке из американского фильма «Армагеддон», поскольку на «Салюте» тогда было холодно.
- Да, но этот образ слепили с нас обоих. На Земле решили показать нас по телевизору, сделать репортаж с орбиты. Мы включили телекамеру, а сами - в тёплых костюмах и шерстяных шапках (жена их перед полётом связала). И Валерий Рюмин, руководитель полётов, говорит из ЦУПа: «Снимите шапки на минуту, вас же надо народу показать».
Потом эта видеозапись, где мы снимаем шапки, попала в руки американских кинопродюсеров, и они придумали образ русского космонавта в ушанке, который один на станции управляется с кувалдой. Ну, мы, когда увидели, посмеялись.
- Кстати, о кувалде. В фильме «Салют-7» герои возвращают станцию к жизни именно с её помощью, сбив ненужную деталь на обшивке. Так и было?
- Чушь! Мне этот эпизод как раз очень не понравился.
- А фильм в целом?
- Скажу так. Фильм не понравился, но он нужный. О космосе у нас снимают мало, хотелось бы побольше. Это кино сделано хорошо, и зрители будут довольны.
А не понравились мне фактические несоответствия. И то, что со мной не проконсультировались, не пригласили на съёмки. Ведь фильм был сделан по моей книге. Почему не посоветовались? Не понимаю!
- Когда вы отправлялись на мёртвую станцию, были готовы к тому, что это может быть полёт в один конец?
- Знаете, никто тогда об этом не говорил. Как и о том, чтобы сбивать станцию ракетой, что предлагают в фильме военные. Такой вопрос вообще не стоял.
Мы с Джаном просто делали то, что должны были делать.
Из книги «Записки с мёртвой станции»: «В переговорах с Землёй в этот день, несмотря на усталость, «Памиры» давали напутствие молодым людям, которые только что выходят на арену жизни.
Памир-1: «Хочу пожелать молодым людям знаний, трудолюбия, настойчивости - это поможет им найти своё место в жизни».
Памир-2: «Настойчиво, шаг за шагом, упорно идти к своей цели. Тогда всё станет реальностью».
Американские кинокритики: «При бюджете в $15 млн этот фильм выглядит как блокбастер за $150 млн».
«Салют-7» ещё до выхода в отечественный прокат показали на «Фантастик фест» (Остин, штат Техас), крупнейшем в США фестивале, специализирующемся на фильмах в жанре научной фантастики. Отзывы критики были положительными.
Так, обозреватель журнала «The Verge» Таша Робинсон в своей рецензии отметила следующее:
«Салют-7» - это высокотехнологичный триллер, у которого есть что-то общее с такими американскими блокбастерами на космическую тему, как «Гравитация», «Аполлон 13» и «Парни что надо». Во всех знакомых нам фильмах на космическую тематику рассматриваются схожие проблемы: угрозы сокращения поставок, неисправность оборудования, непредвиденные ситуации, враждебная среда. Так что на примере этой российской картины мы можем увидеть, насколько универсален героизм.
По словам продюсеров «Салюта-7», 40 минут ленты были сняты в невесомости, а ещё 20 минут - в космосе. Как они объясняют, это больше, чем в любом другом фильме. Эти заявления довольно сложно доказать, однако в них очень легко поверить, если посмотреть на сцены, в которых космонавты работают на борту станции.
«Салют-7» - это в первую очередь зрелище. Картина, рассказывающая одну душещипательную историю о выживании за другой. Это история о том, как команда, работающая в Центре управления полётами, упорно занимается решением опасных ситуаций. Это картина, которая при бюджете в $15 млн выглядит как блокбастер стоимостью $150 млн. Поклонникам фильмов на космическую тематику стоит обратить на него внимание».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть