«Последний фильм за госсчёт я снял в 1988 г. С тех пор у государства я денег не брал», – признался «АиФ» режиссёр Карен Шахназаров.
ПРОПАЛ НАВЫК
– Многие кинокритики говорят, что сейчас сложно стало снимать хорошее кино, потому что либо есть госзаказ, либо на фильм нужно невероятным образом искать баснословные деньги…
– Хорошее кино – редкость, его везде сложно снимать. И тут не всё сводится к деньгам. Моя последняя картина, которую я сделал полностью на государственные деньги, – «Город Зеро». Вышла она в 1988 г. ещё в СССР. С тех пор я средств у государства не просил. Хотя время от времени кто-то пишет: «Вы там на «Мосфильме» всё за госсчёт…» Это неправда. Я построил студию, которая за последние годы выплатила более 10 млрд рос. руб. (354 млн бел. руб.) налогов.
Просить средства из госказны – пагубная привычка. Для развития кино она так же пагубна, как и для развития футбола. Господержка не должна быть тотальной. Либо нужно возвращаться к советской системе, но тогда уже придётся менять весь политический курс, что невозможно.
УРОВЕНЬ УПАЛ
– Вы упомянули советскую систему, но почему кино этой системы, создававшееся без всяких новых технологий, часто выглядит качественнее и интереснее?
– Это комплимент советскому кино, который я воспринимаю и как комплимент себе. Я сам вырос на советском кино, я советский режиссёр, и таких, как я, осталось человек 10–15. Но спустя 30 лет после развала СССР о советском кино судят по 100–150 фильмам, которые до сих пор показывают по телевизору. В СССР было очень много плохих картин, да что говорить, были и ужасные фильмы. Тогда хорошее кино тоже было редкостью. Но оно действительно было художественно качественнее. В Союзе был реальный продюсер – государство. А теперь государство для многих киношников – просто кошелёк. Оно даёт деньги, но не контролирует, не проверяет, не диктует. Сберкасса, куда приходишь и берёшь нужную сумму без всяких обязательств. Никому не должен – ни зрителю, ни той же сберкассе. Зачем особенно стараться, когда деньги уже при тебе?
– Но дело ведь не только в организации, даже зрители говорят, что уровень актёров упал, вы согласны?
– Конечно, упал. Недавно совершенно случайно я посмотрел трёхсерийный фильм 1971 г. «Вся королевская рать». Это не самый знаменитый советский сериал. Я был поражён: какие актёры! Фантастические! Все экстра-класса: Жжёнов, Козаков, Лаврова, Евстигнеев. Уровень актёрский совсем иной, нежели сейчас. Не хочу сказать, что современные актёры не талантливые. Дело не в таланте, а в том, что у них нет школы. Те же Козаков, Лаврова, Евстигнеев, Жжёнов были выходцами из театров. А в театрах была настоящая актёрская школа, потому что главный человек тогда там был не художественный руководитель, как сейчас – какая-то абстрактная фигура, которая приглашает разных режиссёров, – а главный режиссёр, обладавший своим видением, своим стилем, своим почерком. Это создавало внутреннюю конкуренцию и держало в тонусе целую плеяду блистательных артистов. Если бы современные молодые актёры попали в ту среду, они бы тоже были другими. Но, к сожалению, им негде сейчас воспитываться.
БУЗОВА НЕ ВИНОВАТА
– Сейчас актёрам конкуренцию составляет Ольга Бузова, которая, как оказалось, за выход на сцену МХАТа даже получает больше, чем театральные старожилы.
– Я не особо увлекаюсь Интернетом, слышал эту фамилию, знаю, что эта дама очень популярна и у неё много подписчиков. К сожалению, количество подписчиков стало критерием популярности и востребованности. Но, если разобраться, она не виновата в том, что её пригласили во МХАТ. Она же туда не напрашивалась. Её пригласили, она что, должна была отказываться? У меня претензий к Ольге Бузовой нет, к ней меньше всего вопросов. У меня есть претензии к тем, кто сегодня ориентирован заниматься не театральным искусством, а скандалами. Ведь им в этом случае главное, чтобы о них говорили. Скандал будет – про тебя напишут. Про тебя напишут – получишь ещё подписчиков.
– Есть ещё одна тенденция: многие актёры сегодня ориентированы на съёмки сериалов, а многие зрители – на просмотр сериалов, они выбирают многосерийные телефильмы, а не поход в кино. Не придём ли мы к тому, что кинотеатры будут исчезать, да и большое кино тоже?
– Не думаю, что большое кино уйдёт, хотя сериалы его несколько подвинули. Что касается кинотеатров, то у телевидения уже давно на порядок больше зрителей. Люди предпочитают сидеть дома. В этом нет ничего удивительного. Многие уже давно не ходят в кино, а дома у телевизора сидят, щёлкают пультом. Может, им и не нравится то, что показывают, но всё равно смотрят. По кино ещё сильно ударила пандемия. Я даже не представляю, что дальше будет с кинотеатрами, как это всё скажется на мировом кинематографе. У меня сложилось впечатление, что публика отвыкает от кино. Это же тоже привычка: встать, собраться, пойти в кинотеатр. Многим лень. Ведь можно в Интернете всё посмотреть, даже телевизор не надо включать.
– Вы говорили, что нет патриотического кино. Это формализм. Почему так?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть