481

Главный сказочник СССР. Ради Николая Литвинова школьники прогуливали уроки

Главный режиссер главной редакции радиовещания для детей Николай Литвинов разбирает детскую почту.
Главный режиссер главной редакции радиовещания для детей Николай Литвинов разбирает детскую почту. РИА Новости

19 мая исполняется 115 лет со дня рождения главного «радиоволшебника» Советского Союза — Николая Литвинова. Он был создателем передачи «Радионяня». Несколько десятилетий ставил радиоспектакли по детским сказкам, в некоторых, как например, в «Буратино», исполнил все роли. Правда, догадаться, что все голоса постановки принадлежат одному человеку, было невозможно — настолько уникальный у Литвинова был голос. И так виртуозно он им владел.

«Крибле-крабле-бумс!»

Миллионы детей в Советском Союзе с нетерпением ждали, когда же наступит 10 часов и можно будет услышать добрый и мягкий голос: «Здравствуй, дружок, сейчас я расскажу тебе сказку... Крибле-крабле-бумс!» После этих волшебных слов, действительно, начинались чудеса. Дети завороженно сидели у радиоприемников, боясь пропустить слово. Детская аудитория очень чуткая на фальшь. Завоевать внимание детворы сложно. Для этого необходимы искренность и талант, причем штучный талант.

Популярность передачи «Радионяня» была так высока, что школьники начали пропускать занятия ради того, чтобы быть дома в 10 утра и послушать сказку. В итоге передачу перенесли на 14 часов.

Уникальный голос Николая Владимировича, казалось, имел даже не сотни, а тысячи оттенков. Он переливался разными интонациями: мог звучать ласково и вкрадчиво, или, наоборот, грозно, а мог убаюкивать слушателей. Литвинов озвучивал самых разных персонажей: трех поросят (Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа), Буратино, старика Хоттабыча, Кота в сапогах, Братца Кролика и Братца Лиса, Гадкого утёнка, Лягушку-путешественницу и десятки других героев детских сказок.

«Витаминки» счастья

У Литвинова получалось так прочитать сказку, что его первые слушатели, уже ставшие взрослыми, включали своим чадам радиопрограмму любимого сказочника и садились вместе с ними, чтобы вспомнить свое детство. Как они, устроившись у теплой батареи, сидели в предвкушении встречи с добрым волшебником, который один умел так проникновенно произнести казалось бы простые слова: «Здравствуй, дружок». Произнести так, что, каждый был уверен: это именно к нему обращается добрый волшебник. И это только ему он сейчас расскажет сказку. Это были не просто сказки, это были «витаминки счастья», которые продолжали свое доброе действия и во взрослом возрасте.

Первым радиошедевром Литвинова стал спектакль по сказке Алексея Толстого «Приключения Буратино» (1949 г.), где Николай Владимирович сыграл все (!) роли. Он даже пел там... квартетом. Выпуская, как актер, десятки радиоспектаклей, Николай Владимирович на протяжении почти четырех десятилетий был главным режиссером и художественным руководителем главной редакции программ для детей и юношества Всесоюзного радио. Именно во время его руководства объем детского вещания достиг 255 часов в месяц! В день выходило более 8 часов детских передач, среди которых были «Сказка за сказкой», «Моя любимая книжка», «Радиотеатр «Малыш», «Почтальон принес письмо», «Лесная радиогазета», «Путешествие по любимой Родине». И, конечно, «Радионяня», первый выпуск которой вышел 1 января 1972 года. В этой передаче Литвинов многие годы, вплоть до своей смерти, был постоянным ведущим.

Остался для слушателей невидимкой

Несмотря на свою загруженность, Николай Владимирович отвечал на письма, которые ему приходили от детей со всей страны. Настолько ответственно подходил к доверию, которое ему оказывали маленькие слушатели.

Популярность Литвинова выходила за рамки только детской аудитории. В 1977 пародию на Литвинова выпустил Геннадий Хазанов. В мае 1987 года на Всесоюзном радио, где Литвинов отработал более половины своей жизни, отмечали его 80-летний юбилей. Радиоволшебника тогда поздравляли популярные артисты и композиторы, коллеги и радиослушатели. А потом, через несколько месяцев, голос Литвинова куда-то пропал из эфира... 27 декабря 1987 года главный сказочник Советского Союза умер. Последний раз он выходил в эфир всего за несколько дней до смерти.

К своему призванию — работе на радио — Литвинов пришел не сразу. После окончания ГИТИСа (тогда институт называл московским театральным училищем) Литвинов успел поработать в театре им. Ленсовета, Московском театре имени Ленинского Комсомола, Студии малого театра Московской драмы, но нигде долго не задерживался — искал свое место. И нашел его в радиостудии. При довольно слабой технической оснащённости радио в 50-60-х гг., Литвинову удавалось создавать уникальные спектакли. Для детей тех лет это был лучший подарок. А пластинки со сказкам в исполнении Литвинова заигрывали до «дыр».

Для миллионов детей, с которыми он ежедневно общался в радиоэфире, Литвинов остался невидимкой. На улице его не узнавали. Разве что в магазине, когда слышали его голос, вздрагивали: где-то они уже слышали эти интонации. Николай Владимирович отказывался сниматься в кино. Считал, что должен остаться для своих маленьких друзей невидимкой. Ведь для каждого он выглядел так, как его придумало воображение радиослушателя. И считал себя не вправе разрушать образ этого волшебника.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно