50

Федор Лавров: «Актеру играть злодеев всегда интереснее»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 17. Круговорот денег в народе 29/04/2025
Федор Лавров: «Людям нужна внутренняя встряска, адреналин. Ничего странного. Актеру, к слову, играть злодеев всегда интереснее».
Федор Лавров: «Людям нужна внутренняя встряска, адреналин. Ничего странного. Актеру, к слову, играть злодеев всегда интереснее». Из личного архива

Недавно состоялась премьера исторического сериала «Александр I». Роль императора Павла I в проекте играет Федор Лавров. В интервью «АиФ»: тяжело ли сниматься сутки напролет в исторической одежде, почему зритель любит фильмы про маньяков и как проявляется актерская профдеформация.

- Федор, едва вышла первая серия «Александра I», как историки бросились разбирать проект по косточкам: «Этого эпизода не было», «А вот так герой поступить не мог»… По-вашему, какой процент вымысла допустим в художественном кино? 

- Смотря какие задачи ставят перед собой творцы. В литературе ведь тоже есть и авантюрные романы, построенные по мотивам исторических событий, и более серьезные произведения, которые все равно беллетристика, и научные работы.

- Про научные фильмы не говорим. А исторические художественные должны образовывать или скорее развлекать зрителя?

- Думаю, и то и другое нужно. Все равно ведь это будет взгляд сценариста, режиссера на исторические личности и события. Мы старались по мере сил максимально приблизиться к фактам. Но никто из тех, кто работал над фильмом, не жил в ту эпоху. Даже консультанты, которые знают больше нас всех. Так, а судьи кто? Был бы император Павел жив, он мог бы сказать: «Ребята, все было не так!» Но его давно нет. Поэтому зоны допуска остаются. Они как окна, в которых можно размышлять и попытаться представить свою гипотезу.

ГЛУБОКИЕ МОТИВЫ

- В фильме прекрасные костюмы. Но говорят, что историческая одежда неудобная, тесная…

- Необычно ходить в парике, камзоле, ботфортах. Но все было сшито так, что я влез в костюм в первый съемочный день и вылез из него, когда все закончилось. И не помню, чтобы что-то жало, невозможно было передвигаться или я испытывал дискомфорт. Хотя пластика, безусловно, меняется, когда на тебе ордена, шпага и прочее.

- Актер часто выступает адвокатом своего героя. В этот раз получилось?

- Я максимально старался оправдать Павла для себя.

- В вашем понимании он жертва?

- Ну нет… Однозначно так сказать нельзя. Против него был совершен очень подлый заговор. Павел все-таки пал его жертвой. И погиб от того, чего опасался. То есть многое сделал для того, чтобы все закончилось именно так, а не иначе. Но он был уверен в своей правоте, в том, что ведет государство к светлому будущему. Он же не мстил кому-то, не злодействовал. У него были глубокие мотивы, далеко идущие планы. Но это не всем нравилось.

- Когда актер соглашается играть императора, даже самого противоречивого, понятно, что его привлекает. А когда идет в проект «Тень Чикатило»?

- Так и Попцов (милиционер, решивший, что общество нуждается в чистке от «человеческого мусора». — Прим.) — крайне интересная личность. Феномен, который требует изучения. Любая роль — исследование. Для меня — всегда глубокое, порой фундаментальное. Особенно если речь о личностях, которые живы. Это психологическая, психофизическая, нейролингвистическая и еще какая угодно работа.

- Что привлекает людей в фильмах о маньяках, где натурализм часто зашкаливает?

- Жанр триллера не сегодня появился. Ну, разве что называлось это фильмом ужасов. Такие картины были и всегда будут популярны. Как книги Эдгара По… Люди любят щекотать нервы. Им нужна внутренняя встряска, адреналин. Ничего странного. Сейчас боятся маньяков, раньше был Джек Потрошитель или просто нечистая сила. Страх — нормальное человеческое чувство. И оно должно отрабатываться. Актеру, к слову, играть злодеев всегда интереснее. Это еще Михаил Чехов говорил. А вот сам я человек незлобивый.

Правда может и ранить

- Чтобы хорошо сыграть исторического персонажа, актеру надо бы что-то прочитать. Но вы один из немногих в вашей братии, кто читает и помимо работы. Причем не развлекательную литературу, а, например, «Критику чистого разума».

- Кант - прекрасный писатель, чудесный философ. Я действительно его периодически перелистываю. Но сейчас поднимаю себе настроение Хайдеггером. «Бытие и время».

- Перед сном читаете?

- И на съемочную площадку беру. Люблю, знаете, пройтись по метафизике.

- При этом утверждаете, что актеру необязательно быть умным.

- Так и есть. Иных коллег одарила природа. У меня же нет двухметрового роста, накачанного торса, густой шевелюры. Приходится брать чем-то другим.

- Есть чем — в кино у вас 200 ролей! Хотя вы, как сами говорите, актер позднего созревания, и вам еще нет 50.

- А профдеформация личности уже есть. Всегда вижу фальшь в жизни, когда люди надевают маски, играют роли. Это так заметно! Я-то всегда за простое и открытое общение (до каких-то границ, конечно). Мне оно кажется наиболее конструктивным, выгодным для всех.

- Игра в жизни по сути — вранье?

- По-разному. Бывает, человек так хорошо играет и вживается в придуманную роль, так пропитывается образом, что это перестает быть враньем.

- Страшно иметь дело с таким персонажем. Никогда не знаешь, где он настоящий.

- Мотивы чаще всего понятны — к чему все идет, куда, как. Просто люди пользуются разными способами. Один хитрит, петляет, как лиса, второй идет более прямым путем, третий соглашается на уступки, консенсус.

- А всегда говорить правду — хорошо ли?

- Не-не! Мир очень быстро погибнет, если все начнут резать правду-матку. Она ведь может и ранить, и убить.

- Лучше лишний раз поддаться сомнению?

- Обычно это приносит хорошие плоды, когда берешь паузу «на подумать». Бывают, конечно, импульсивные решения — все мы люди. Другое дело, если они компульсивные или вообще безалаберные. Это другая крайность. Лучше соблюдать меру и по возможности рефлексировать. Способность сомневаться — вообще одно из качеств интеллигентного человека. А то, случается, захлестнет — хочу эту кепку! И покупаешь, не думая.

Уважать границы

- Интересно про качества интеллигента. Какие еще назвали бы?

- Уважение к чужому пространству, чужому выбору, чужому решению. Интеллигент умеет уважать границы другого человека.

- Этого не хватает в соцсетях, например. Впрочем, вас интернет, кажется, не привлекает.

- Почему? Замечательный инструмент подбора информации, можно смотреть видео — как другие снимаются, играют на сцене. В таком виде пользуюсь интернетом постоянно.

Оставить комментарий (0)