110

«Даже в гроб ложился». Владимир Стеклов рассказал о женщинах и ролях

"Аргументы и факты" в Беларуси № 15. Движение небесных дел 09/04/2024
 Владимир Стеклов.
Владимир Стеклов. / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

В интервью АиФ актёр и режиссёр Владимир Стеклов рассказал о безуспешной попытке постичь суть женщины, о том, каково это — играть покойника, плавая в гробу в одних трусах в холодной воде, трудно ли быть мужем супруги, которая моложе на 33 года, и многом другом.

«Рязанов спросил: „Ты охренел?!“»

Владимир Полупанов, АиФ: — Владимир Александрович, есть такой анекдот. Одна актриса спрашивает у другой: «Как ты получила эту роль? За деньги или через постель?» «Через постель, — отвечает собеседница. — Но пришлось еще доплатить». Бывает ли нечто подобное в реальности?

Владимир Стеклов: — Я не эксперт по кастингу. Могу опираться лишь на опыт своей старшей дочери Агриппины. У нее такой ситуации никогда не было.

— А вам ради роли приходилось идти на ухищрения, чтобы заинтересовать режиссера?

— Скорее наоборот. В советские времена, когда утверждали на роль, киностудия отправляла письмо в театр с просьбой разрешить артисту принять участие в съемках. Из театра, как правило, приходила отписка: «В свободное от репетиций и спектаклей время». Сейчас ты просто отправляешь свой график съемочной группе. И от него уже отталкиваются.

На фильм «Парад планет» Вадима Абдрашитова утвердили двух актеров Театра им. Станиславского, где я тогда работал, — Сергея Шакурова и меня. Все герои в фильме «Парад планет» все время находятся вместе в кадре. Товстоногов сказал: «У нас из-за съемок два спектакля выпадают, на это мы пойти не сможем». Мне отказали, а Шакурову разрешили. На что мне Сергей Каюмович сказал: «Ты что, умирать, что ли, собираешься? Еще успеешь». В результате в фильме вместо меня замечательно сыграл Алексей Жарков. Абдрашитов пообещал, что снимет меня в следующем своем фильме — «Плюмбум, или Опасная игра». В нем я снялся.

Владимир Стеклов.
Владимир Стеклов. Кадр из фильма «Плюмбум, или Опасная игра» (1986)

Второй случай произошел в конце 80-х, когда Эльдар Рязанов пригласил меня сыграть Чонкина в фильме по роману Войновича. В этот же период тогда еще малоизвестный сценарист (еще не режиссер) Павел Лунгин пришел ко мне в Театр Ленком с предложением сыграть таксиста в картине «Такси-блюз». Мы сделали пробы с Петром Мамоновым и Наталией Колякановой.

Но у нас полностью совпали производственные графики со съемками фильма о Чонкине. Мы должны были уезжать снимать в город Сассово в Рязанской области, где уже была построена деревня. Актерский состав был великолепным: Иннокентий Смоктуновский, Леонид Филатов, Георгий Бурков, Никита Михалков, который должен был играть капитана НКВД Милягу. В обоих фильмах нужно было сниматься из кадра в кадр. Я пришел к Рязанову и спросил: «Нельзя ли мне совместить работу в двух фильмах?» Рязанов на меня серьезно посмотрел и интеллигентно произнёс: «Ты охренел?!» И я, покраснев, ушел. На следующий день на «Мосфильме» меня наголо обрили, надели военную форму того времени, сняли пробы. Целую бобину (300 метров) пленки «Кодак» «убиваем».

После окончания встретили Верещагина (ныне это директор компании «Три Т» Никиты Михалкова), который только прилетел из Лондона, где им сказали, что в роли Чонкина они видят только Михаила Барышникова, а на роль Нюрки, на которую была утверждена Рязановым Наталья Гундарева, пригласили голливудскую звезду. Дело в том, что Войнович продал права на экранизацию своего романа английской компании «Портобелло». Поэтому англичане и вели себя как хозяева. Рязанов в итоге так и не снял этот фильм. А я и в фильме про Чонкина не снялся, и в «Такси-блюз» не попал. Павел Лунгин из-за этого на меня сильно обиделся. И в фильме «Луна-парк», куда он меня тоже звал, снял других актеров. Но потом обида прошла, и я снялся у него в лентах «Жизнь в красном цвете» и в «Олигархе».

Влезть в шкуру бомжа

— Дмитрий Дюжев рассказывал, что, когда Лунгин снимал фильм «Остров», Петр Мамонов старался с ним не общаться вне съемочной площадки, даже не здоровался, потому что по сюжету они антагонисты. Так он входил в роль. Вам приходилось так же вживаться в роль?

— Наверно, только в фильме «Леди бомж, или Госпожа удача», за которую я получил награду премии «Созвездие» в номинации «Лучшая мужская роль». Я приехал в Наро-Фоминск, где тогда царила полная депрессуха. Деньги, конечно, не клянчил. Но образ бомжа на себя примерял. Мне это очень помогло.

В сериале «Полонез Кречинского» я сыграл сразу две роли — Тарелкина и его двойника Копылова. По сюжету Тарелкин совершил должностное преступление — похитил важные бумаги. И понимает, что для него это плохо кончится. Он случайно встречает в трактире очень похожего на него человека Копылова. И ему во сне приходит мысль убить его и выдать за свою смерть. А чтобы гроб не открывали, он планирует положить туда тухлую рыбу. На съемках мне пришлось ложиться в гроб, который плывет по каналу Грибоедова в Санкт-Петербурге. Эту сцену мы снимали в ноябре. Я под пиджак и брюки надел гидрокостюм. «Мало ли, — сказал режиссер, — не дай Бог, перевернешься». Гроб был таким маленьким, что я в этой одежде в него не поместился. В итоге все с себя снял и в одних трусах полез в этот гроб. Мне дали с собой чекушку водки. Оказывается, есть такая традиция: кто в гроб ложится, дают водку. «Мне ее сейчас пить, перед съемкой?» — уточнил я. «Нет, — сказали знающие люди, — после». А еще засунули мне в гроб рацию для связи. Режиссер по ней должен был давать указания. Закрыл глаза, плыву в одних трусах в гробу, вода плещется о борта. Никаких команд не слышу, только рация хрипит. Слышу, колокол ударил в храме, на мосту собака стала выть. И тут пробился голос режиссера по рации, который у водолазов спросил: «Вы успеете его достать?» «Какой смысл его доставать? Если он перевернется, это будет хладный труп», — ответили они. «Не надо так шутить», — разозлился режиссер. «Какие шутки. Температура воды +6 °С. У него сердце остановится от холода», — отреагировали они. Но, слава Богу, всё обошлось.

Владимир Стеклов.
Владимир Стеклов. Кадр из фильма «Полонез Кречинского» (2007)

— Почему сериал так и не вышел?

— С ним произошло нечто подобное, как и с фильмом Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Начались бодания между владельцами прав. Выпустили только трейлер. А сериал очень хороший. В нем снялись Алексей Петренко, Богдан Ступка. Роль князя в этом фильме была поручена Никите Сергеевичу Михалкову. Но он в это время снимал «12». И в итоге роль досталась Александру Абдулову.

Звезды «по райдеру», а не по сути

— Евгений Гришковец в интервью мне сказал, что сегодня не время великих. А вы что думаете? Есть сегодня великие — актеры, режиссеры?

— Обычно нравится то, к чему привык. Мне нравится старое кино. Недавно пересматривал «Небесный тихоход» и еще раз убедился, как же здорово он снят! Актеры, снявшиеся в фильме, — «трактористы» Борис Андреев, Петр Алейников, Николай Крючков — были небожителями. Зрительская любовь носила всепоглощающий характер. Вся страна знала и любила их. Мне удалось поработать с Людмилой Гурченко, Михаилом Глузским, которые тоже были любимы народом и очень востребованные. Актеров такого уровня, наверно, среди молодого поколения сегодня нет. Сейчас звезды «по райдеру», а не по сути. Хотя есть и те, кто держит планку и снимаются в очень хорошем кино.

— Однако вы рассказывали, что, когда, проводили кастинг для спектакля «Анна Каренина», столкнулись с массовым непрофессионализмом выпускников театральных вузов. Всё настолько плохо?

— Скажу очень язвительно, пусть меня простят. Спросил как-то выпускников на кастинге, зная, кто мастер курса: «А что говорит ваш мастер про ваши способности?» «Мастер говорит: „Какие вы молодцы! Я так не смогу“». И я подумал: «В этом он прав».

— То есть никто из начинающих актрис не может правильно лечь под поезд, грубо говоря?

— Скажу более грубо. Просто не могут лечь.

— Юрий Стоянов в интервью «АиФ» заявил, что российский кинематограф после ухода с рынка западного кино переживает Ренессанс. Уход иностранного кино с нашего рынка, на ваш взгляд, — это благо для нашего кинематографа?

— Не было бы счастья, да несчастье помогло. Хотя и не знаю, насколько это хорошо. Когда нет никакой конкуренции, нет вершин, ты как будто в степи, не на что ориентироваться. Приведу пример. В 1975 году в мировой прокат вышел фильм «Пролетая над гнездом кукушки». В наших кинотеатрах он не шел. Я много о нем слышал, но не видел. А когда появились первые видеомагнитофоны, я его посмотрел. Ночью. Ходил к кому-то. И на следующий день пришел в театр растерянный. Меня увидел Сергей Шакуров и спросил: «Что с тобой?» Я ему рассказал, что посмотрел фильм «Пролетая над гнездом кукушки» и теперь не понимаю, что я делаю в профессии.

«Женщина — это красота и загадка»

— Большая часть музыкантов признается, что взять в руки гитару их заставило желание понравиться прекрасному полу. Как было в вашем случае, когда вы выбирали профессию?

— Я занимался спортом, играл в футбол в молодежной команде «Смена», и мой товарищ предложил: «Давай запишемся в театральную студию». Я его спросил: «Зачем?» Он мне ответил: «Там много девчонок». Но со временем я понял, что эта профессия позволяет проживать другую жизнь, попадать в разные эпохи, путешествовать во времени и пространстве. Перевоплотиться в женщину и попытаться понять, что она чувствует. Мне трижды приходилось играть в театре женщин. В том числе Бабу-ягу, а она все-таки женщина. И Маленькую разбойницу в «Снежной королеве».

— Вы что-то поняли про суть женщин, играя их?

— Думаю, что ничего. Михаил Жванецкий в одном из монологов сказал: «Я никогда не буду женщиной. Интересно, что они чувствуют». Достоевский тоже замечательно сказал: «Красоту нельзя судить. Красота — загадка». Женщина — это красота и загадка. Понять женщину — это процесс всей жизни. Это посложнее, чем бином Ньютона. Любой жизненный опыт тут неприменим. Здесь нужно использовать не 5, а 6 чувств. Как-то Далай-Ламу на пресс-конференции один журналист спросил: «Скажите, в чем суть вашего учения?» «Я бы вам мог сказать, — ответил Далай-Лама, — но вам понадобится много времени, чтобы это осознать». «Ну хотя бы в двух словах», — настаивал журналист. И Далай-Лама сказал: «Вас не существует». Суть женщины непостижима для мужчин.

— Говоря про свою нынешнюю супругу Ирину, которая младше вас на 33 года, вы сказали, что она для вас «машина времени». Сложно в 76 лет быть отцом молодой жены и 6-летней дочери Арины (всего у актера 3 дочери)?

— Невероятно сложно. Мне было 24 года, когда я впервые стал отцом. Вторая дочь у меня появилась, когда мне было 48 лет. А третья родилась, когда мне было 70. Это все иное. Но и тогда, и сейчас у меня всегда доминировала работа. Хотя мне казалось, и сейчас кажется, что я делаю все только для них. Поэтому не позволяю себе останавливаться и огладываться. Ты все время вынужден быть в работе. И понимаешь: чем ты моложе, тем дни длиннее. А сейчас дни все короче и короче.

— А отец вы заботливый?

— Стараюсь, конечно. У меня вся жизнь в мажоре, а иногда и с приставкой форс. Был такой случай. У меня была репетиция, на которую я приехал с 3-летней Глашей (второй дочерью). Она играла в гримерке, пока я репетировал. И часов в 10 вечера мы отправились домой. Дочь утомилась и уснула в машине на заднем сиденье. Была зима, стояли морозы. От стоянки до дома нужно было пройти метров 500. Я взял дочь на руки, вытащил из багажника пакеты с продуктами. Еле иду, то одно упадет, то другое. Говорю Глаше: «Доченька, папа устал, давай ты ножками пойдешь». Поставил ее на землю, она схватила меня за ручку, и мы пошли. Прошли несколько метров, Глаша говорит: «Папочка, мне холодно». «Осталось уже немного потерпи, ты же в шубке». «У меня ножки замерзли», — говорит она. И я смотрю на ее ноги, а она идет в колготках по снегу. Пока сидела в машине, сапожки сняла. Я, конечно, жутко испугался. Схватил ее в охапку и быстрее домой.

— Будучи женатым в четвертый раз, вы обращаете внимание на других женщин?

— Конечно, это неугасший интерес. Но сейчас это в первую очередь эстетическое удовольствие, голод по непознанному. И у женщин есть потребность, чтобы на них обращали внимание. Мужское внимание вселяет в них уверенность. Наши женщины иначе воспитаны, чем европейские или американские. Они, конечно, тоже немного переформатировались, но по-прежнему ценят хорошее слово, ум. В большинстве своем у наших женщин работает сердце, а не счетчик меркантилизма. Они сердцем определяют, кто ты и стоит ли отвечать на твою улыбку. Вспомнился анекдот на эту тему. Бомж откусывает яблоко и видит, что на него с улыбкой смотрит красивая женщина. Он ей предлагает: «Не хотите ли отведать яблока?» Она от него презрительно отворачивается. И он произносит: «Я так понимаю, секса не будет».

Оставить комментарий (0)