Он один из самых известных комедиантов Беларуси. Его фамилия – синоним веселья, шуток, розыгрышей. О методах добычи оптимизма говорим с актером, сценаристом и режиссером Александром ВЕРГУНОВЫМ.
– Детство – не самая веселая страница моей жизни. Мы жили тогда в военном городке Печи. Как-то я решил покормить кроликов в лесу - в январе, мне тогда было 4 года. Утром выбежал из детского сада в чешках на босу ногу, в маечке и заблудился в лесу. Меня хватились только к обеду…
Ну в общем, я в том лесу получил ревматизм, осложнение на сердце и полжизни провел в 1-й клинике Борисова, в палате номер 6. Там дети и учились, и играли в разные игры, выживали или умирали. В первом классе влюбился в девочку Свету с таким же диагнозом, до сих пор помню ее косички. А в пятом классе она умерла. Вот такое детство было. Я все время ходил по краю пропасти. И первая клиническая смерть у меня была тоже в детстве. Но все равно было ярко. Я недавно написал пьесу и поставил спектакль «Элегия памяти» с людьми с ограниченными возможностями как раз на эту тему - память. Она фрагментарна, она выхватывает яркие моменты, потому что очень не хочется вспоминать тяжелое.
ПЛАКАТЬ ПРОЩЕ
– Но как в семье военного, да еще и с учетом всего пережитого, мог вырасти артист-юморист?
– Я с удовольствием рассказываю такой эпизод. У нас в Печах часто были разные учения, когда по тревоге прибегали посыльные, стучали в дверь, поднимая отцов наших, и мы, дети, всегда пугались. И вот темный зимний вечер, мне лет 5. Вдруг раздается громкий и страшный стук в дверь ногой. А на дворе неспокойный 1961 год… Мы все перепугались, мама меня толкает назад в комнату и кричит: «Не смей выходить!» Я прячусь, но подглядываю. Мама осторожно открывает дверь, а на пороге соседка. В одной руке держит самовар, в другой – пирожки. Решила к нам зайти на минутку. Руки заняты, поэтому лупила ногой. Как же мы хохотали… Наверное, это и был момент, когда проснулось мое чувство юмора.
А еще когда приникаешь носом к щели в окне больницы и жадно нюхаешь воздух, то понимаешь, что очень хочется радости. А может, потому что Гашека, Гоголя и Булгакова я прочитал еще в начальной школе? А может, просто скверно знал математику, физику, химию и не мог поступить в военное училище, как мои одноклассники и старший брат, который дослужился до генерала? А я был мало того, что больной, так еще и дурак. Куда я мог пойти? Только в артисты.
Хотел поступать в эстрадно-цирковое училище по примеру коллеги Юры Гальцева, но там набор был раз в четыре года. Поэтому поступил в БГХТИ, и в дипломе у меня написано: «Актер и режиссер театра и кино».
А после института попал в Театр кукол. Это было удивительное время, я очень обязан педагогам, которые дали мне умение и повод играть всё, что угодно. Даже глубоко драматические роли, например Отца в «Затюканном апостоле», Позднышева в «Крейцеровой сонате»… Но в то же время я обожаю эстраду, комедию. Самое трудное на сцене - искренне смеяться и рассмешить. Плакать проще.
Потом были курсы журналистики, высшие сценарные курсы в Москве у Александра Митты. Я 21 год писал сценарий для очень популярной тогда передачи «Пошта блакiтнага вагона» на государственном радио, снимался в кино, писал книги.
– Чем особенно гордитесь?
– Ну, я единственный артист за всё существование Государственного театра кукол, который привёз золотую медаль с Международного фестиваля в Шарльвиль-Мезьере. А в Русском театре я, человек не поющий, пел шесть номеров, от романса до джаза. Был ведущим на самых популярных радиостанциях… Учениками своими горжусь. Горжусь Театром юмора и сатиры «Христофор», который разговаривал очень доступным языком и поэтому был понятен каждому. А смех - это большая исцеляющая сила.
– А сегодня над чем работаете?
– Сегодня я веду программу «Квартирник» в караоке-клубе, играю хозяина Семена Марковича Шайтельмана, который встречает гостей, переодевает их в халаты… и можно петь, танцевать, играть на рояле… Играю несколько спектаклей в Новом драматическом театре и в Камерном драматическом театре в «Театральной мастерской Натальи Башевой». Вот, например, играл «Корпоратив» Алексея Щеглова. Вроде комедия, но она глубоко погружает. И вот этим я горжусь – что на моих спектаклях всегда аплодисменты, смех и слезы.
МЫ - ОГОНЁЧКИ
– Откуда этот залихватский усатый имидж?
– Дань семейной традиции. У нас до седьмого колена мужчины носили такие усы. И даже один из моих предков на барельефе в Георгиевском зале, где увековечены имена всех кавалеров Георгиевского креста, усат. Дети меня без усов не видели, внуки не видели. И никто не может заставить меня их сбрить. Единственное публичное место, где я без усов, - это художественный фильм «Задача с тремя неизвестными».
– Кстати, о семье. Ваша семейная жизнь – комедия? Или немного драма?
– Это в первую очередь тепло и когда можно вместе помолчать. Есть старый анекдот: «Супруги, которые живут вместе более 20 лет, знают друг о друге всё, поэтому дерутся молча». Вот примерно то же у нас, но без драки. Моя супруга - человек удивительный и талантливый. Она инженер, металловед. Еще в советское время за изобретение ей дали премию – машину «Жигули». Она пыталась мне несколько раз объяснить, что она изобрела, но… Когда она говорит такие серьезные вещи, я представляю водопад... В общем, Ириша - человек, достойный всяческого уважения. Столько терпения в ней.
Дочка и сын у нас тоже талантливые. Восхищаюсь и ими, и внуками. Надеюсь, осенью, после трудных испытаний, которые меня скоро ждут, соберемся всей семьей у моря.
– Что за трудные испытания?
– У меня рак, я ложусь в клинику. На эту тему есть много анекдотов (смеется). Мне вот такой нравится: «Доктор, я после операции смогу играть на скрипке?» «Конечно, сможете!» «Спасибо, доктор, всегда мечтал научиться играть на скрипке!» Ну в общем, посмотрим, как там будет.
Мы к 70 годам начинаем подбивать итоги. Невольно оглядываешься - а что ты сделал? Что оставил после себя? Вот эта вся работа, актерская деятельность, к сожалению, сиюминутна.
Меня один знакомый официант, хороший мальчишка, спрашивает: «Дядь Шур, а ты с кем-нибудь из знаменитых был знаком?» Я говорю: «Конечно. Вот с Игорем Квашой, с Александром Ширвиндтом, с Валентином Гафтом». А он говорит: «Никого не знаю».
Понимаете? Время вымывает всё. Мы - огонёчки. Мы сейчас горим. Сию секунду.
И вот к 70 годам я уже начинаю суетиться. Уже считаю, что мало сделал, надо еще успеть что-то такое доброе людям отдать, чтобы оно заставило людей лишний раз улыбаться.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть