4015

Особенности первой седмицы Великого поста

Великий пост включает Четыредесятницу (то есть первые сорок дней) и Страстную седмицу (если быть точным, это не 7, а 6 дней перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье).

Сама Святая Четыредесятница напоминает о сорока днях, проведённых Иисусом Христом в пустыне. А каждая из семи недель называется по порядку наступления: первой, второй и т. д. седмицей.

Первая неделя начинается с понедельника, называемого «Чистым». Как уже упоминалось, эта седмица вместе со Страстной отличается своей строгостью, богослужения же отличаются продолжительностью.

Ограничения в еде

В первый день первой великопостной седмицы монастырским уставом предписывается полное воздержание от пищи. Но важно помнить, что эта рекомендация относится прежде всего к монахам, а миряне, желающие соблюдать такую строгую форму поста, призываются предварительно получить благословение у духовника. Со вторника по пятницу включительно уставом предписывается сухоядение (то есть холодная пища, не обработанная термически) – это хлеб, овощи, фрукты. Кстати, хлеб является исключением – он, конечно, запекался в печи, но его можно есть. Хлеб должен быть пресным, без сахара и масла. В субботу и воскресенье первой седмицы разрешается пища с растительным маслом. Упомянем также, что на выходных – по субботам и воскресеньям – в течение всей Четыредесятницы Церковь разрешает вино.

Богослужебные особенности

Прежде всего нужно обратить внимание, что в течение всего периода Четыредесятницы по будням не совершается обычная Литургия, зато по средам и пятницам проходит особенная служба – Литургия преждеосвящённых даров, за которой можно причащаться.

Покаянный канон и его значение

С понедельника по четверг первой седмицы поста по вечерам в храмах читается Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского, который также называют умилительным каноном. Верующие стараются не пропустить этих важнейших по силе воздействия на душу служб. Обратите внимание, что в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы канон поётся и читается по частям, а вот на утрене четверга пятой седмицы – уже в полном составе.

Великий канон состоит из 250 тропарей, великим он называется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. Напоминая, что пост – это время покаяния и очищения, весь канон преподобного Андрея направлен к тому, чтобы побудить человеческую душу к отвращению от грехов и к исправлению жизни.

Смысл освящения колива

В пятницу первой седмицы поста Литургия преждеосвящённых даров завершается не совсем обычно. Читается канон святому великомученику Феодору Тирону, который жил в IV веке, после чего на середину храма выносится коливо – смесь из варёной пшеницы и мёда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы. Коливо раздаётся верующим.

Собственно память великомученика Феодора Тирона отмечается Церковью на следующий день. В чём состоит чудо, которое он совершил и которое вспоминают в субботу первой седмицы Великого поста?

Сам Феодор Тирон скончался мученической смертью около 306 года нашей эры. Затем, уже спустя 50 лет после его кончины, император Юлиан Отступник решил надругаться и посмеяться над христианами и приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью (то есть по сути – осквернить пищу). Господь через святого мученика решил защитить христиан. Феодор, явившись во сне одному из архиепископов, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал пищу на рынках, а вместо этого все ели варёную пшеницу с мёдом – то есть коливо. Именно это чудо и вспоминает Церковь в первую субботу поста.

«Торжество православия»

А в воскресенье первой седмицы совершается так называемое «Торжество православия». Этот день установлен в память о Вселенском соборе 843 года, который был созван в Константинополе царицей Феодорой для восстановления иконопочитания. Во время этого праздника в середине храма полукругом выставляются храмовые иконы. А в конце литургии священнослужители совершают молебное пение перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь об утверждении христиан в вере и обращении всех отступивших от Церкви на путь истины.

Затем громко читается Символ веры, произносится анафема всем, кто осмеливается искажать истины православной веры, а также «вечная память» всем скончавшимся защитникам веры православной и «многие лета» – живущим.

Использованы материалы сайта Patriarchia.ru, Taday.ru, ХХС.ru

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно