3087

Непутевые маршрутки. Почему организуют перевозчиков, а страдают пассажиры

"Аргументы и факты" в Беларуси № 10. День весны. С праздником, дорогие женщины! 06/03/2018

Когда ряд междугородних маршрутных такси с 26 февраля временно приостановил работу на внутрибелорусских перевозках, в редакцию начали звонить читатели: частные перевозчики по маршрутам Минск-Полоцк-Минск, Минск-Солигорск-Минск и некоторым другим отказались везти пассажиров. Причина - изменения в законодательстве, ущемляющие интересы перевозчиков. Результат - пострадали пассажиры. Кто то не сумел добраться на работу, кто-то - домой.

26 февраля вступила в силу новая редакция Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Теперь водители должны заключать договоры с государственным оператором и с вокзалами. Для многих это означает удлинение маршрута, изменение конечных пунктов, увеличение расходов и другие сложности. Пока собственники частных предприятий-перевозчиков не знают, как им продолжать работу, люди не понимают, как им добираться до нужной точки страны. Порой расстояние невелико. Но - непреодолимо... Люди остались в обиде.

МНЕНИЕ ПАССАЖИРА. Этот трудный путь домой

Стараюсь хотя бы раз в месяц навестить родителей, которые живут в 180 км от Минска, в городе Березовка Лидского района. Однако с введением новых правил работы междугородних маршруток, чтобы навестить родных, мне нужно пересечь «полосу препятствий».

Между Березовкой и Минском курсирует только один прямой автобус в день. Из Березовки он выезжает в семь часов утра, возвращается в четыре часа дня. Из-за работы к родным я могу выехать только в субботу и вернуться в воскресенье. Автобус идет 3,5 часа, от автостанции пешком 40 минут (городской транспорт в это время не ходит) - у родителей я буду только в 8 часов вечера. Но уже в воскресенье в 6.20 мне нужно выходить на автостанцию, чтобы успеть купить билет на проходящий автобус и уехать в Минск. Итак, с родителями я могу пообщаться с 8 часов вечера субботы до 6 часов утра воскресенья.

Еще один способ попасть к родным - ехать через райцентр. Если раньше частные маршрутки до Лиды ходили практически каждый час, сейчас, видимо, билет нужно покупать заранее из-за сокращения числа маршруток при по-прежнему большом пассажиропотоке.

Итак, я могу доехать до Лиды на автобусе, оттуда - до Березовки (в 25 км). Вся дорога займет примерно 3,5 часа, если я подгадаю время пересадки в Лиде. Назад, правда, вернуться труднее, ведь мне нужно приехать в Лиду за час, чтобы занять очередь в кассу и успеть купить билет: многие автобусы проходящие, и билет можно купить только по прибытии автобуса на вокзал.

Когда не было частных маршруток, частенько приходилось в автобусе ехать стоя. Помню, как однажды автобус резко затормозил, и девушка всем телом ударилась о лобовое стекло.

Благодаря частникам я могла приехать к родным вечером пятницы и уехать в Минск в воскресенье в 5-6 часов вечера, причем водитель-частник подбирал пассажиров от крыльца. Дорога занимала 2,5 часа.

Кстати, билет на прямой автобус из Березовки до Минска стоит 7,08 рубля (обратно - почему-то 8,85 рубля), у частников - 8-9 рублей. Интересно, что сейчас будет со стоимостью билетов, когда сократилась конкуренция.

Увы, это уже становится традицией, когда новые правила больнее всего ударяют по тем, кого якобы призваны защитить.

Регулировать междугородние перевозки, конечно, нужно, но на данный момент, когда маршрутки не выехали в пункт назначения, альтернативы пассажирам не предложили.

Видимо, все вернулось на 10 лет назад, когда приходилось ехать в автобусе стоя, проводить часы в очереди за билетом, ездить автостопом или с теми, кто, стоя у вокзала, тихо бормочет: «До Лиды, до Лиды…»

Ирина Мацкевич, Минск

МНЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ. Контроль и безопасность превыше всего?

Как сообщил заместитель министра транспорта и коммуникаций Александр ШИШКО, обновленный Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» не нацелен на то, чтобы лишить водителей частных маршрутных такси работы. «Им просто потребуется заключить договоры о регулярных перевозках на маршрутах, по которым они работают. У регулярных перевозчиков четко прописаны расписание движения, маршрут, а в договоре отмечены все требования, необходимые для соблюдения, - пояснил он. - Почему некоторые водители отказываются заключать договоры? Потому что требования жесткие. В том числе они касаются режима труда и отдыха водителя, скоростного режима. К сожалению, на нерегулярных перевозках эти условия не выполняются полностью».

Знали раньше

Так, изменения в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» вступили в силу 23 января 2018 года, а норма, касающаяся перевозчиков, заработала с 26 февраля. По словам замминистра, работа по информированию о данных изменениях велась с августа 2017 года. «Все знали о предстоящих изменениях, десятки перевозчиков уже заключили договоры о регулярных перевозках на маршрутах, по которым работали до этого. Некоторые же, поняв, что время прошло, а условия не выполнены, избрали другой путь. Для Минтранса главная задача - обеспечить безопасность пассажиров, для чего нужно было установить соответствующий контроль», - добавил он. К слову, заключение договора с оператором автомобильных перевозок пассажиров предусматривает обязательную установку навигационного оборудования, которое позволит контролировать соблюдение ПДД.

Все наладится?

Александр Шишко также подчеркнул, что людей, которые хотят работать на новых условиях, достаточно в каждой области. Минтранс и операторы готовы наладить работу с такими компаниями. Также будут приняты все меры для того, чтобы обеспечить перевозки пассажиров по всем проблемным направлениям. Кроме того, по словам замминистра, частные перевозчики, которые работают на социальных маршрутах, смогут получать субсидии.

Кризис был прогнозируемым?

Власти, как это объясняет Минтранс, решили официально перевести в статус регулярных перевозок те маршруты, по которым частники формально ездили нерегулярно, поскольку расписание перевозчиков было неофициальным и могло не соблюдаться. Согласно новому закону нерегулярные перевозки могут быть следующих видов:

  • перевозки пассажиров автомобилями такси;
  • предварительно организованные заказчиком автомобильные перевозки в нерегулярном сообщении группы пассажиров к месту их работы, учебы, проведения массовых мероприятий, а также в связи со служебной командировкой и (или) обратно из таких мест; автомобильные перевозки, выполняемые в целях организации туристических путешествий, в том числе экскурсий, проведения свадебных, юбилейных и иных торжеств, ритуальных обрядов;
  • автомобильные перевозки, выполняемые в целях транспортного обслуживания государственных органов (организаций) в случаях, предусмотренных законодательством;
  • другие виды автомобильных перевозок пассажиров, установленные Совмином.

Многие ИП и фирмы, которые работали до недавнего момента на междугородних линиях, не попали под эти критерии. Сейчас им нужно легализоваться в качестве регулярных перевозчиков. Для этого нужно выиграть в конкурсе. Только вот пассажирам как быть? Возникшую острую проблему не просчитали заранее. А ведь на дворе холодная пора...

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно