В Сеть попала запись очередного звонка телефонного мошенника. Аферист пытался обмануть белоруса, однако тот сразу понял, с кем имеет дело, и ради веселья поддержал разговор. Не сразу преступник сообразил, что над ним просто смеются…
Как правило, в таких случаях мошенники говорят в адрес сообразительной жертвы что-нибудь нецензурное, после чего бросают трубку. Но тут начались вопросы: «А когда, если не секрет, вы поняли, что с вами говорит мошенник? Хочу понимать, какие ошибки я допустил», «Может, не устроил как человек, голосом не подошел?» Звонивший посетовал, что жертва сразу не положила трубку, мол, мешают людям «работать»! «Тогда я вам советую на будущее не тратить ни свое, ни чужое время, а когда поступают подобного рода звонки - просто положите трубку, так как это затрудняет наш «рабочий процесс», - посоветовал обманщик. Вот так они уже относятся к своей незаконной деятельности: как к профессии…
Нестареющая мошенническая «классика» - звонки якобы от сотрудников банков. Но в последнее время «в тренде» звонки от мнимых родственников, нуждающихся в помощи. Например, пожилой женщине звонит с незнакомого номера плачущая «внучка», говорит, что сбила на машине человека, нужны деньги, чтобы не попасть в тюрьму. Почему голос «внучки» изменился до неузнаваемости? Почему она звонит с незнакомого номера? Что там вообще за авария произошла? Все эти рациональные вопросы возникают уже потом, но первая реакция – помочь ребенку, попавшему в беду. Пенсионерка пьет сердечные капли и бежит снимать накопления «с книжки». Вот и курьер от мошенников звонит в дверь… Потом-то выясняется, что с внучкой, оказывается, все в порядке, ни в какую аварию она не попадала, но где теперь искать этого курьера? За последний год около 500 белорусских пенсионеров передали таким посредникам на спасение «родственников» в общей сложности $3 млн! Главное правило: поступил экстренный звонок – не спешите с выводами, перезвоните внучке/внуку/сыну на известный вам номер.
Какие данные карточек нужны ворам?
- Утечка какой информации о банковской карте будет критической? В. Хмель, Бобруйск
Чтобы «увести» деньги с карточного счёта, злоумышленникам нужно знать номер и срок действия карты; CVV-код (три цифры на обороте карты); ПИН-код или код из SMS-сообщения. Как информирует МВД Беларуси, если злоумышленнику все же удалось получить реквизиты банковской карты или был установлен факт хищения денег, незамедлительно заблокируйте карточку (по номеру телефона, который указан на ее обороте) и обратитесь с заявлением в правоохранительные органы.
На кого могут повесить кредит?
- Правда ли, что мошенники могут оформить кредит на имя другого человека, зная его паспортные данные? Л. Новик, Гродно
Да, мошенник с помощью чужого документа может оформить от имени владельца паспорта кредит в банке или рассрочку при покупке товаров. Аферы с фотографиями паспорта тоже нередки. Даже если вы отправляете документы в виде фото надежному человеку: своему родственнику или другу. Нет никакой гарантии, что ваша переписка не попадется на глаза мошеннику.
«Если мошенники успели оформить кредит на ваше имя, отправьте запрос в Бюро кредитных историй для изучения своей кредитной истории, - объясняет юрист Виктория МОЖЕЙКО. – Затребуйте у кредитора личное кредитное дело и убедитесь, что заём был оформлен по вашему паспорту; подайте заявление в банк об осуществлении мошеннических действий с использованием ваших документов; обратитесь в правоохранительные органы и добейтесь возбуждения уголовного дела. Если кредитор продолжит настаивать, что именно вы брали кредит, обратитесь в суд».
Когда банк может позвонить клиенту?
- Время от времени раздаются звонки из банков. Где реклама, где обман – не поймёшь. Как отличить настоящих менеджеров от жуликов? По каким вопросам сотрудник банка может позвонить клиенту? Д. Жук, Минск
Настоящие сотрудники банков звонят клиентам в следующих случаях:
- по вопросам, связанным с задолженностью по кредиту;
- по вопросам, касающимся ранее заключённых договоров: например, чтобы уведомить о скором истечении срока вклада;
- с предложениями новых финансовых продуктов и услуг;
- если есть подозрения, что мошенники получили доступ к счету клиента.
Сотрудники банков не звонят с просьбой назвать данные банковской карточки, коды, установить на ваш телефон какие-либо программы, принять участие в розыгрышах или викторинах, не просят сообщить логин и пароль. Также настоящие сотрудники банка никогда не будут звонить вам по мессенджерам (Viber, WhatsApp, Telegram) и с иностранных номеров.
Комитет госконтроля предупреждает о схемах телефонного мошенничества, когда злоумышленники звонят через мессенджеры и под различными предлогами уговаривают оформить на свое имя кредиты. Например, аферисты предлагают гражданам получить на свое имя через мобильное приложение онлайн-кредит в банке, чтобы якобы словить каких-то «преступников». После получения онлайн-кредита мошенники просят граждан установить мобильное приложение. Итог: воры получают доступ к управлению кредитным счетом гражданина и переводят деньги на свои расчетные счета.
В МВД Беларуси обращают внимание: злоумышленники нередко используют программы-анонимайзеры. То есть номера телефонов, с которых осуществляются звонки, определяются как официальные, указанные на сайте банка. Аферисты также могут подменить официальный номер не целиком, а лишь одну его цифру.
«Мошенники всегда оказывают на жертву, т. е. на своего собеседника, психологическое давление, - говорит психолог Валерия АЛЕКСАНДРОВСКАЯ. - В случае с банковскими аферистами к этому можно отнести запугивание («Вы хотите, чтобы у вас с карты списали все средства?», «Мошенники уже начали оформлять кредит на ваше имя!» и т. п.), поторапливание («Скажите поскорее код», «Быстрее вспоминайте пароль» и т. п.). Первое, что вы должны сделать, - положить трубку. Помните: вами руководят эмоции, а не разум. Если по каким-либо причинам вы боитесь прервать разговор, скажите «сотруднику банка», что вам нужно посоветоваться с родственником. Как правило, это пугает аферистов. Ведь их ложь может быть раскрыта».
Вернет ли банк похищенные деньги?
- Может ли банк вернуть деньги, похищенные преступником? Например, мне позвонил мошенник, я перевел ему деньги, но потом понял, что меня обманули… Д. Петрусев, Солигорск
Нет. Если вы сами нарушили правила безопасности и сообщили данные карты мошеннику, то деньги вам не вернут.
Банк вернет деньги, только если они были списаны со счета в результате действий мошенников, но при этом держатель карточки не нарушал правила ее использования. Тогда банк обязан возместить клиенту списанные средства в течение 45 дней со дня получения заявления по операциям на территории Беларуси и в течение 90 дней - по операциям за границей. Для этого клиент в срок, не превышающий 30 дней после незаконных списаний, представляет в банк заявление в письменной форме.
Что делать с деньгами, полученными по ошибке?
- На карту непонятно откуда пришло 50 руб. Может ли такой перевод быть началом мошеннической схемы? Л. Иванов, Добруш
В некоторых случаях. Риск столкнуться с мошенниками возникает, если перевод пришёл от одного человека, а вернуть деньги предлагается посреднику или через какой-либо сайт. Если вы введете данные банковской карты на неизвестном вам сайте – мошенники могут опустошить ваш счет. Чтобы никаких казусов не возникало, нужно оформить возврат строго тому лицу, от которого деньги пришли. Выявить инициатора неожиданного перевода и по всем правилам вернуть ему деньги помогут в банке.
Помните, как и наличные, «ошибочные» безналичные деньги могут потребовать вернуть. И сделать это придется, даже если вы их потратили. Все банковские операции фиксируются. Потому чужие деньги лучше не тратить.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть