498

Неоконченный обман. Как распознать и переиграть «банковских» мошенников

"Аргументы и факты" в Беларуси № 46. Лёгкая добыча. Как защитить себя и своих близких от мошенников? 15/11/2022

В Сеть попала запись очередного звонка телефонного мошенника. Аферист пытался обмануть белоруса, однако тот сразу понял, с кем имеет дело, и ради веселья поддержал разговор. Не сразу преступник сообразил, что над ним просто смеются…

Как правило, в таких случаях мошенники говорят в адрес сообразительной жертвы что-нибудь нецензурное, после чего бросают трубку. Но тут начались вопросы: «А когда, если не секрет, вы поняли, что с вами говорит мошенник? Хочу понимать, какие ошибки я допустил», «Может, не устроил как человек, голосом не подошел?» Звонивший посетовал, что жертва сразу не положила трубку, мол, мешают людям «работать»! «Тогда я вам советую на будущее не тратить ни свое, ни чужое время, а когда поступают подобного рода звонки - просто положите трубку, так как это затрудняет наш «рабочий процесс», - посоветовал обманщик. Вот так они уже относятся к своей незаконной деятельности: как к профессии…

Нестареющая мошенническая «классика» - звонки якобы от сотрудников банков. Но в последнее время «в тренде» звонки от мнимых родственников, нуждающихся в помощи. Например, пожилой женщине звонит с незнакомого номера плачущая «внучка», говорит, что сбила на машине человека, нужны деньги, чтобы не попасть в тюрьму. Почему голос «внучки» изменился до неузнаваемости? Почему она звонит с незнакомого номера? Что там вообще за авария произошла? Все эти рациональные вопросы возникают уже потом, но первая реакция – помочь ребенку, попавшему в беду. Пенсионерка пьет сердечные капли и бежит снимать накопления «с книжки». Вот и курьер от мошенников звонит в дверь… Потом-то выясняется, что с внучкой, оказывается, все в порядке, ни в какую аварию она не попадала, но где теперь искать этого курьера? За последний год около 500 белорусских пенсионеров передали таким посредникам на спасение «родственников» в общей сложности $3 млн! Главное правило: поступил экстренный звонок – не спешите с выводами, перезвоните внучке/внуку/сыну на известный вам номер.

Нажмите для увеличения.
Нажмите для увеличения. Фото: АиФ

 

Какие данные карточек нужны ворам?

  • Утечка какой информации о банковской карте будет критической? В. Хмель, Бобруйск

Чтобы «увести» деньги с карточного счёта, злоумышленникам нужно знать номер и срок действия карты; CVV-код (три цифры на обороте карты); ПИН-код или код из SMS-сообщения. Как информирует МВД Беларуси, если злоумышленнику все же удалось получить реквизиты банковской карты или был установлен факт хищения денег, незамедлительно заблокируйте карточку (по номеру телефона, который указан на ее обороте) и обратитесь с заявлением в правоохранительные органы.

На кого могут повесить кредит?

  • Правда ли, что мошенники могут оформить кредит на имя другого человека, зная его паспортные данные? Л. Новик, Гродно

Да, мошенник с помощью чужого документа может оформить от имени владельца паспорта кредит в банке или рассрочку при покупке товаров. Аферы с фотографиями паспорта тоже нередки. Даже если вы отправляете документы в виде фото надежному человеку: своему родственнику или другу. Нет никакой гарантии, что ваша переписка не попадется на глаза мошеннику.

«Если мошенники успели оформить кредит на ваше имя, отправьте запрос в Бюро кредитных историй для изучения своей кредитной истории, - объясняет юрист Виктория МОЖЕЙКО. –  Затребуйте у кредитора личное кредитное дело и убедитесь, что заём был оформлен по вашему паспорту; подайте заявление в банк об осуществлении мошеннических действий с использованием ваших документов; обратитесь в правоохранительные органы и добейтесь возбуждения уголовного дела. Если кредитор продолжит настаивать, что именно вы брали кредит, обратитесь в суд».

Когда банк может позвонить клиенту?

  • Время от времени раздаются звонки из банков. Где реклама, где обман – не поймёшь. Как отличить настоящих менеджеров от жуликов? По каким вопросам сотрудник банка может позвонить клиенту? Д. Жук, Минск

Настоящие сотрудники банков звонят клиентам в следующих случаях:

  •  по вопросам, связанным с задолженностью по кредиту;
  •  по вопросам, касающимся ранее заключённых договоров: например, чтобы уведомить о скором истечении срока вклада;
  •  с предложениями новых финансовых продуктов и услуг;
  •  если есть подозрения, что мошенники получили доступ к счету клиента.

Сотрудники банков не звонят с просьбой назвать данные банковской карточки, коды, установить на ваш телефон какие-либо программы, принять участие в розыгрышах или викторинах, не просят сообщить логин и пароль. Также настоящие сотрудники банка никогда не будут звонить вам по мессенджерам (Viber, WhatsApp, Telegram) и с иностранных номеров.

Комитет госконтроля предупреждает о схемах телефонного мошенничества, когда злоумышленники звонят через мессенджеры и под различными предлогами уговаривают оформить на свое имя кредиты. Например, аферисты предлагают гражданам получить на свое имя через мобильное приложение онлайн-кредит в банке, чтобы якобы словить каких-то «преступников». После получения онлайн-кредита мошенники просят граждан установить мобильное приложение. Итог: воры получают доступ к управлению кредитным счетом гражданина и переводят деньги на свои расчетные счета.

В МВД Беларуси обращают внимание: злоумышленники нередко используют программы-анонимайзеры. То есть номера телефонов, с которых осуществляются звонки, определяются как официальные, указанные на сайте банка. Аферисты также могут подменить официальный номер не целиком, а лишь одну его цифру.

«Мошенники всегда оказывают на жертву, т. е. на своего собеседника, психологическое давление, - говорит психолог Валерия АЛЕКСАНДРОВСКАЯ. - В случае с банковскими аферистами к этому можно отнести запугивание («Вы хотите, чтобы у вас с карты списали все средства?», «Мошенники уже начали оформлять кредит на ваше имя!» и т. п.), поторапливание («Скажите поскорее код», «Быстрее вспоминайте пароль» и т. п.). Первое, что вы должны сделать, - положить трубку. Помните: вами руководят эмоции, а не разум. Если по каким-либо причинам вы боитесь прервать разговор, скажите «сотруднику банка», что вам нужно посоветоваться с родственником. Как правило, это пугает аферистов. Ведь их ложь может быть раскрыта».

Вернет ли банк похищенные деньги?

  • Может ли банк вернуть деньги, похищенные преступником? Например, мне позвонил мошенник, я перевел ему деньги, но потом понял, что меня обманули… Д. Петрусев, Солигорск

Нет. Если вы сами нарушили правила безопасности и сообщили данные карты мошеннику, то деньги вам не вернут.

Банк вернет деньги, только если они были списаны со счета в результате действий мошенников, но при этом держатель карточки не нарушал правила ее использования. Тогда банк обязан возместить клиенту списанные средства в течение 45 дней со дня получения заявления по операциям на территории Беларуси и в течение 90 дней - по операциям за границей. Для этого клиент в срок, не превышающий 30 дней после незаконных списаний, представляет в банк заявление в письменной форме.

Что делать с деньгами, полученными по ошибке?

  • На карту непонятно откуда пришло 50 руб. Может ли такой перевод быть началом мошеннической схемы? Л. Иванов, Добруш

В некоторых случаях. Риск столкнуться с мошенниками возникает, если перевод пришёл от одного человека, а вернуть деньги предлагается посреднику или через какой-либо сайт. Если вы введете данные банковской карты на неизвестном вам сайте – мошенники могут опустошить ваш счет. Чтобы никаких казусов не возникало, нужно оформить возврат строго тому лицу, от которого деньги пришли. Выявить инициатора неожиданного перевода и по всем правилам вернуть ему деньги помогут в банке.

Помните, как и наличные, «ошибочные» безналичные деньги могут потребовать вернуть. И сделать это придется, даже если вы их потратили. Все банковские операции фиксируются. Потому чужие деньги лучше не тратить.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно