aif.ru counter
10388

Нефть подешевела. Почему не дешевеет бензин?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 13. Курс и вирус. Симптомы и прогнозы 31/03/2020

В народе шутят: есть три причины для роста цен на топливо - нефть дорожает, нефть дешевеет и нефть... «стоит» на месте. При этом один из самых популярных вопросов: почему же с падением стоимости углеводородов цены на автозаправках не меняются?

О тонкостях ценообразования на бензин и дизель в нашей стране «АиФ» поведал аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей АВДОНИН.

— Всем автовладельцам хотелось бы, чтобы цены на бензин снизились, желательно пропорционально изменению стоимости сырья на мировых рынках, то есть примерно вдвое. Но такого в ближайшем будущем точно не будет: ни в Беларуси, ни в России, ни в Евросоюзе, ни в странах Азии.

Рынок нефти падает. По словам эксперта, по всему миру уменьшается потребление топлива из-за сокращения производственных процессов. В таких условиях нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) несут большие издержки, и их надо как-то компенсировать, в первую очередь за счёт стоимости топлива.

— Из этого многие эксперты делают выводы о том, что наш «Белнефтехим» компенсирует свои затраты за счёт автовладельцев. Этот вывод обычно очень популярен в социальных сетях, его с лёгкостью подхватывают средства массовой информации, желающие «хайпануть». Но подобные умозаключения неправильны. В «нефтянке», как и в любой другой отрасли, ничто не делается одномоментно. Происходит длительное планирование всех производственных процессов — по-другому это не работает. Нефтеперерабатывающие заводы производят определённые объёмы топлива исходя из потребностей внутреннего рынка. Они тратят на это свои ресурсы и ожидают получить определённую выручку. А теперь представим, что запланированные объёмы на рынке не выбираются. Так и бывает, если спрос падает. Что в итоге? Топлива продали меньше, чем рассчитывали, значит, и денег получили меньше, а вложиться в производство — вложились. В такой ситуации снижение цен только усугубило бы ситуацию.

В нынешних реалиях, утверждает Алексей Авдонин, с учётом повышения курса доллара, самое важное — не чтобы цены на топливо упали, а чтобы они хотя бы не подскочили.

 

 

Как на Западе

Эксперт обращает внимание: чтобы наши НПЗ продолжали работать, а люди на них — получать зарплату, заводы нужно модернизировать.

— А ведь размеры выплат банкам, которые наши НПЗ делают в рамках модернизации, из-за падения цен на нефть нисколько не уменьшаются. Надо понимать, что в целом рынки нефти и готовых нефтепродуктов абсолютно не коррелируют друг с другом по цене. Падение цен на одном вовсе не обязательно сопровождается падением цен на другом. Исключение составляет американский рынок. Но там совершенно особенная ситуация.

Штаты — нефтедобывающая страна. Углеводородов там в избытке. США могут легко перестраивать внутренний рынок с учётом ценовых колебаний.

— Кроме того, американцы имеют такой мощный инструмент влияния, как доллар. Говоря простым языком: кто доллар печатает, тот и музыку заказывает. Так, недавно в США обнулили ставку ФРС, проще говоря — сделали деньги очень дешёвыми. Это позволяет американским предприятиям оперативно перекредитоваться и получить новые ссуды на более выгодных условиях. А значит, и цены на бензин там можно понизить, стимулировав внутренний спрос. Мы же доллары не печатаем, у нас такой возможности нет.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых