76 часов на высоте более 9 000 метров ежемесячно, около 3 разных стран каждую неделю, 2 отпуска в год и уход на заслуженный отдых в 45 лет. Некоторые думают, что о таком можно только мечтать, а все потому, что с профессией стюардесс связано много мифов. «АиФ» удалось увидеть работу девушек изнутри, во время одного из самых престижных рейсов «Минск-Москва-Минск».
Учеба круглый год
С бортпроводницами авиакомпании «Белавиа» Натальей Нестеренко и Юлией Кутеповой мы встречаемся в запутанных коридорах аэропорта «Минск-2», куда никогда не ступала нога рядового пассажира. Рабочий день девушек, так же, как и пилотов, начинается с… медицинского кабинета: за полтора часа до вылета у них проверят давление и общее самочувствие. По правилам, у стюардов обязан быть предполетный отдых не менее 12 часов. К слову, состояние здоровья в этой профессии играет одну из определяющих ролей. Слух и зрение должны быть 100-процентными, не говоря уже об отсутствии хронических заболеваний и вредных привычек! А поддерживать его на таком высоком уровне достаточно непросто. Частые перепады давления, повышенный уровень радиации, варикозное расширение вен и т.д., понятное дело, не лучшим образом сказываются на организме. За это работникам полетного сервиса положено 2 отпуска в год, каждый в среднем по месяцу.
Сегодня мои сопровождающие чувствуют себя прекрасно, поэтому мы отправляемся на второй этап предполетной подготовки – своеобразную планерку-брифинг. Параллельно я успеваю задавать Наташе вопросы о том, какими еще качествами, кроме отличного здоровья, должны обладать девушки, чтобы получить должность стюардессы.
- Внешность, конечно, должна быть привлекательной. К высшему образованию обязательно знание английского языка, а также очень хорошие коммуникабельные навыки. Если на собеседовании обнаружится, что вы скованны, зажаты, с трудом справляетесь со своими эмоциями и не обладаете стрессоустойчивостью, то, скорее всего, эту работу не получите.
Пробоваться на вакансию есть смысл до 28 лет. Дальше, как в модельном бизнесе, будет уже поздно. Примечательно, что в последнее время увеличилось число стюардов: бортпроводников мужского пола стало почти 40 %! Однако и те, и другие уходят на пенсию рано – в 45 лет. Но, как говорит Наташа, карьера на этом не заканчивается.
- Стараются остаться в авиации. Например, в качестве диспетчеров старта, которые следят за тем, есть ли среди пассажиров инвалиды, везет ли кто-то с собой домашних питомцев, кому нужна вегетарианская, а кому кошерная пища, и т.д.
Внешность – не главное
… Наконец, весь экипаж в сборе, и мы начинаем обсуждать предстоящий полет. На борту самолета CRJ-100 до Москвы нам предстоит обслужить 43 пассажиров, на обратном пути – 20. А у Юли, как оказалось, еще и проверка будет, подтверждающая квалификацию. К слову, новичков проверяют каждые три месяца, а тех, у кого стаж работы больше года, раз в год. Кроме этого, каждые полгода стюардессы сдают экзамены на знание правил техники безопасности и охраны труда, умение оказывать первую медицинскую помощь. И это - не считая массы психологических тренингов, на которых персонал тренируют по необходимым в экстремальных ситуациях навыкам. Ведь на самом деле главная задача стюардесс не умело дефилировать по салону с перманентной улыбкой, а отвечать в первую очередь за безопасность пассажиров. И случись вдруг что, не дай Бог, они единственные будут выполнять роль спасателей и психологов, забывая о себе.
Мы захватываем с собою свежую прессу и отправляемся на борт. Первым делом девушки проверяют аварийно-спасательное оборудование, коммерческую загрузку, багаж и еду. Как только пассажиры расселись, тут же появился первый недовольный – ему не предложили сдать большую сумку в багаж, а под сиденьем места не хватило. Через минуту Наташа улаживает конфликт, и все уже чувствуют себя вполне комфортно для того, чтобы взлетать.
- Часто попадаются капризные пассажиры? – спрашиваю за секунды до полета.
- Бывает, - вспоминает Наталья. – Особенно это касается наших туристов, летящих в Турцию или Египет. Иногда ремни безопасности категорически отказываются пристегивать. Хорошо, что теперь есть Правила поведения пассажиров, которые запрещают распивать спиртные напитки (за исключением пассажиров бизнес-класса. – Прим.авт.), а то порой приходилось и разбуянившихся успокаивать.
Команда нашего экипажа после успешного приземления. |
Дальше стюардессы проводят стандартную процедуру инструктажа об аварийных выходах и спасательном оборудовании. Поскольку перелет короткий, сразу после взлета они начинают разносить напитки. Стюардесса Юля занимается этим уже 4 года, а Наташа – почти 20, но они обе еще прекрасно помнят, как проходили обряд посвящения в стюардессы во время своего первого полета, когда старшие коллеги неожиданно обливали их водой.
Вокруг света
Как и многие, кто связан с авиацией, бортпроводники в большинстве своем люди суеверные. Кто-то не фотографируется перед полетом, другие боятся черных кошек и никто не обсуждает аварии и катастрофы, находясь в небе.
- А когда летаете на месте пассажиров, что чувствуете?
- Смотря с кем летаю, - отвечает Наташа. - Если лечу самолетами «Белавиа», то как бы коллеги ни предлагали расслабиться, ничего не выходит: все равно слежу за тем, кто и как работает.
Кстати, стюардессам категорически запрещено пользоваться duty free, зато у них есть доступ к магазинам практически всех столиц Европы – у всех сотрудников экипажа есть шенгенские визы на длительный срок, но, например, скидок на билеты своей авиакомпании бортпроводники не имеют. Зарплата в среднем от 500 до 700 долларов и зависит от количества перелетов, которых бывает много только в летний сезон.
Есть мнение, что, несмотря на большую популярность среди мужчин, у многих летающих девушек неустроенная личная жизнь. На самом же деле ненормированный рабочий график и рейсы с ночевками в других странах – уже пережиток прошлого. Сейчас рабочий день стюардесс не многим отличается от того, который есть у офисных работников, и многие из них вполне счастливы замужем. А Наташа так и вовсе познакомилась со своим будущим супругом в небе.
Мы приземляемся в Москве. После выхода пассажиров обязанности хозяев салона не заканчиваются: нужно проделать массу бумажной работы. Пожалуй, оформление накладных на напитки и питание – самое скучное, что есть в этой профессии.
- Завтра меня ждет Рим, - говорит Наташа на прощание, - но свое дело я больше люблю не за возможность путешествовать по всему миру, а за общение с моими такими разными и неповторимыми пассажирами.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть