45904

Небо. Самолет… Девушки

№ 17 от 28 апреля 2010 года 28/04/2010

76 часов на высоте более 9 000 метров ежемесячно, около 3 разных стран каждую неделю, 2 отпуска в год и уход на заслуженный отдых в 45 лет. Некоторые думают, что о таком можно только мечтать, а все потому, что с профессией стюардесс связано много мифов. «АиФ» удалось увидеть работу девушек изнутри, во время одного из самых престижных рейсов «Минск-Москва-Минск».

Учеба круглый год

С бортпроводницами авиакомпании «Белавиа» Натальей Нестеренко и Юлией Кутеповой мы встречаемся в запутанных коридорах аэропорта «Минск-2», куда никогда не ступала нога рядового пассажира. Рабочий день девушек, так же, как и пилотов, начинается с… медицинского кабинета: за полтора часа до вылета у них проверят давление и общее самочувствие. По правилам, у стюардов обязан быть предполетный отдых не менее 12 часов. К слову, состояние здоровья в этой профессии играет одну из определяющих ролей. Слух и зрение должны быть 100-процентными, не говоря уже об отсутствии хронических заболеваний и вредных привычек! А поддерживать его на таком высоком уровне достаточно непросто. Частые перепады давления, повышенный уровень радиации, варикозное расширение вен и т.д., понятное дело, не лучшим образом сказываются на организме. За это работникам полетного сервиса положено 2 отпуска в год, каждый в среднем по месяцу.

Сегодня мои сопровождающие чувствуют себя прекрасно, поэтому мы отправляемся на второй этап предполетной подготовки – своеобразную планерку-брифинг. Параллельно я успеваю задавать Наташе вопросы о том, какими еще качествами, кроме отличного здоровья, должны обладать девушки, чтобы получить должность стюардессы.

- Внешность, конечно, должна быть привлекательной. К высшему образованию обязательно знание английского языка, а также очень хорошие коммуникабельные навыки. Если на собеседовании обнаружится, что вы скованны, зажаты, с трудом справляетесь со своими эмоциями и не обладаете стрессоустойчивостью, то, скорее всего, эту работу не получите.

Пробоваться на вакансию есть смысл до 28 лет. Дальше, как в модельном бизнесе, будет уже поздно. Примечательно, что в последнее время увеличилось число стюардов: бортпроводников мужского пола стало почти 40 %! Однако и те, и другие уходят на пенсию рано – в 45 лет. Но, как говорит Наташа, карьера на этом не заканчивается.

- Стараются остаться в авиации. Например, в качестве диспетчеров старта, которые следят за тем, есть ли среди пассажиров инвалиды, везет ли кто-то с собой домашних питомцев, кому нужна вегетарианская, а кому кошерная пища, и т.д.

Внешность – не главное

… Наконец, весь экипаж в сборе, и мы начинаем обсуждать предстоящий полет. На борту самолета CRJ-100 до Москвы нам предстоит обслужить 43 пассажиров, на обратном пути – 20. А у Юли, как оказалось, еще и проверка будет, подтверждающая квалификацию. К слову, новичков проверяют каждые три месяца, а тех, у кого стаж работы больше года, раз в год. Кроме этого, каждые полгода стюардессы сдают экзамены на знание правил техники безопасности и охраны труда, умение оказывать первую медицинскую помощь. И это - не считая массы психологических тренингов, на которых персонал тренируют по необходимым в экстремальных ситуациях навыкам. Ведь на самом деле главная задача стюардесс не умело дефилировать по салону с перманентной улыбкой, а отвечать в первую очередь за безопасность пассажиров. И случись вдруг что, не дай Бог, они единственные будут выполнять роль спасателей и психологов, забывая о себе.

Мы захватываем с собою свежую прессу и отправляемся на борт. Первым делом девушки проверяют аварийно-спасательное оборудование, коммерческую загрузку, багаж и еду. Как только пассажиры расселись, тут же появился первый недовольный – ему не предложили сдать большую сумку в багаж, а под сиденьем места не хватило. Через минуту Наташа улаживает конфликт, и все уже чувствуют себя вполне комфортно для того, чтобы взлетать.

- Часто попадаются капризные пассажиры? – спрашиваю за секунды до полета.

- Бывает, - вспоминает Наталья. – Особенно это касается наших туристов, летящих в Турцию или Египет. Иногда ремни безопасности категорически отказываются пристегивать. Хорошо, что теперь есть Правила поведения пассажиров, которые запрещают распивать спиртные напитки (за исключением пассажиров бизнес-класса. – Прим.авт.), а то порой приходилось и разбуянившихся успокаивать.

04_DSCI0180

Команда нашего экипажа после

успешного приземления.

Дальше стюардессы проводят стандартную процедуру инструктажа об аварийных выходах и спасательном оборудовании. Поскольку перелет короткий, сразу после взлета они начинают разносить напитки. Стюардесса Юля занимается этим уже 4 года, а Наташа – почти 20, но они обе еще прекрасно помнят, как проходили обряд посвящения в стюардессы во время своего первого полета, когда старшие коллеги неожиданно обливали их водой.

Вокруг света

Как и многие, кто связан с авиацией, бортпроводники в большинстве своем люди суеверные. Кто-то не фотографируется перед полетом, другие боятся черных кошек и никто не обсуждает аварии и катастрофы, находясь в небе.

- А когда летаете на месте пассажиров, что чувствуете?

- Смотря с кем летаю, - отвечает Наташа. - Если лечу самолетами «Белавиа», то как бы коллеги ни предлагали расслабиться, ничего не выходит: все равно слежу за тем, кто и как работает.

Кстати, стюардессам категорически запрещено пользоваться duty free, зато у них есть доступ к магазинам практически всех столиц Европы – у всех сотрудников экипажа есть шенгенские визы на длительный срок, но, например, скидок на билеты своей авиакомпании бортпроводники не имеют. Зарплата в среднем от 500 до 700 долларов и зависит от количества перелетов, которых бывает много только в летний сезон.

Есть мнение, что, несмотря на большую популярность среди мужчин, у многих летающих девушек неустроенная личная жизнь. На самом же деле ненормированный рабочий график и рейсы с ночевками в других странах – уже пережиток прошлого. Сейчас рабочий день стюардесс не многим отличается от того, который есть у офисных работников, и многие из них вполне счастливы замужем. А Наташа так и вовсе познакомилась со своим будущим супругом в небе.

Мы приземляемся в Москве. После выхода пассажиров обязанности хозяев салона не заканчиваются: нужно проделать массу бумажной работы. Пожалуй, оформление накладных на напитки и питание – самое скучное, что есть в этой профессии.

- Завтра меня ждет Рим, - говорит Наташа на прощание, - но свое дело я больше люблю не за возможность путешествовать по всему миру, а за общение с моими такими разными и неповторимыми пассажирами.

СПРАВКА «АиФ» Первым учебным заведением по подготовке специалистов по организации авиационных перевозок в СССР было Ленинградское авиационно-техническое училище, которое появилось в 1972 года. На протяжении четырех лет будущих стюардов обучали в условиях чуть ли не военной дисциплины. После развала Союза в Беларуси не появилось своего специализированного учебного заведения в данной области, и сейчас обслуживающий персонал самолетов обучается за счет авиакомпании «Белавиа» в различных международных центрах.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно