На недавно прошедшем в Москве Всемирном форуме «В единстве с Россией» спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству, бывший министр культуры Михаил Швыдкой поделился тревожной новостью: позиции русского языка в мире слабеют. В чём дело и кто виноват?
СУВЕРЕННЫЕ ИГРЫ
Одна из причин лежит на поверхности. Это распад СССР и выход из его состава целого ряда республик. До этого позиции русского языка там казались незыблемыми, а его изучение в школах было обязательным. Местная элита часто русским языком владела лучше, чем национальным. Знание языка было привлекательно ещё и потому, что Москва посредством телевидения, радио и кинематографа поставляла в республики интересную культурную продукцию, с которой местное производство не могло конкурировать. Однако после 1991 г. пришедшие к власти национальные элиты стали активно укреплять своё влияние. Но и до сих пор в республиках Средней Азии и Закавказья интерес к изучению русского языка остаётся достаточно высоким. Мотивы понятны: без знания русского хотя бы на бытовом уровне на заработки в Россию не поедешь.
Позиции русского языка слабеют и в ряде государств, некогда считавшихся политическими союзниками СССР, но ныне политически и экономически ориентированных на Западную Европу и НАТО. В Польше, где в советские времена почти вся интеллигенция знала русский язык, сегодня только 3,6% студентов изучают его. В Болгарии русский язык изучают всего 400 студентов. Серьёзная атака на позиции русского языка и культуры идёт в Украине.
ОБРАТНЫЙ ОТСЧЁТ
Подъём национализма по границам бывшего СССР - лишь один из факторов, влияющих сегодня на позиции русского языка. Процесс вытеснения начался раньше, и он имел иную природу. Серьёзный удар по его позициям нанесло поражение, которое СССР потерпел в идеологической битве с Западом. Не секрет, что распространение русского языка во всем мире шло параллельно с распространением коммунистической идеологии и политической экспансией СССР. Влияние коммунистической идеологии сильно чувствовалось даже в таких странах, как Франция, Италия, Греция, Испания. Молодые коммунисты наряду с работами Маркса и Ленина с увлечением изучали и русский язык. Что касается восточноевропейских стран «народной демократии», то изучение русского языка в школах и высших учебных заведениях там являлось, по сути дела, обязательным.
Однако ещё в течение нескольких десятилетий русский язык активно проникал в страны Азии, Африки и Латинской Америки. В СССР учились (в том числе и русскому языку) десятки тысяч иностранных студентов. И идеологическому руководству страны представлялось, что, вернувшись на родину, эти молодые люди будут активными носителями не только коммунистической идеологии, но и русского языка. Вспомните строки из стихотворения В. Маяковского «Нашему юношеству»:
«Да будь я и негром преклонных годов,
и то, без унынья и лени,
я русский бы выучил только за то,
что им разговаривал Ленин».
Каково же было разочарование, когда исследование, проведённое среди бывших африканских выпускников, показало, что, приглядевшись к советской практике, они в большинстве своём перешли, как тогда говорили, на «антисоветские» позиции!
ЕСТЬ ЛИ ШАНСЫ?
Есть ли шансы укрепить позиции русского языка? При оценке перспектив нужно отдавать себе отчёт в том, что язык как таковой не является самостоятельной «мягкой силой». Он «перетекает» из языковой родины в другие страны вслед за культурой, наукой, технологиями, религией, идеологией, политикой. И если наше культурное влияние и сегодня высоко, то позиции по другим составляющим «мягкой силы» оставляют желать лучшего. Поэтому недостаточно просто дать денег на русскоязычные школы за рубежом и найти учителей. Населению, особенно молодёжи, нужны стимулы. Таким стимулом может быть возможность получить доступ к хорошему образованию, приобщиться к высокой культуре, найти престижную работу, сделать карьеру. Стимулом является и цивилизационная привлекательность страны - её культурная, гражданская и бытовая обустроенность, состояние политической культуры. Есть и другие факторы. Например, отношение нашей собственной элиты к родной культуре и языку. А по сути дела, к самой стране.
В 20-30-е гг. прошлого века русская элита, оказавшись в эмиграции (преимущественно во Франции), создала там обширную сеть русских школ, гимназий, скаутских лагерей. Существовали десятки русских газет и журналов, самодеятельных театров, литературных кружков, православных приходов. Была даже русская консерватория. Русская элита всеми силами стремилась сохранить для детей родной язык и родную культуру. Помимо присущего дореволюционной элите патриотизма, стимулом для сохранения языка было твёрдое убеждение, что большевизм неизбежно рухнет и «мы вместе с детьми вернёмся на Родину». Эмигранты не проклинали изгнание. Они верили в будущее страны, верили в возвращение.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть