1121

Вячеслав Костиков: И снова вечное наше: «Что делать?» и «Кто виноват?»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 38 20/09/2016
Коллаж Марии КЛЕМЕНТЬЕВОЙ
Коллаж Марии КЛЕМЕНТЬЕВОЙ АиФ

На недавно прошедшем в Москве Всемирном форуме «В единстве с Россией» спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству, бывший министр культуры Михаил Швыдкой поделился тревожной новостью: позиции рус­ского языка в мире слабеют. В чём дело и кто виноват?

Русский язык остаётся одним из важнейших инструментов мирового общения. Наряду с английским, французским, китайским, арабским и испанским он является официальным языком ООН и ЮНЕСКО. Но обозначилась и негативная тенденция: интерес к русскому языку в мире падает. И, что особенно досадно,  прежде всего среди молодёжи. За последние 25 лет число изучающих русский язык уменьшилось на 70 млн. Было 350 млн, стало 280. 

СУВЕРЕННЫЕ ИГРЫ

Одна из причин лежит на поверхности. Это распад СССР и выход из его состава целого ряда республик. До этого позиции русского языка там казались незыблемыми, а его изучение в школах было обязательным. Местная элита часто русским языком владела лучше, чем национальным. Знание языка было привлекательно ещё и потому, что Москва посредством телевидения, радио и кинематографа поставляла в республики интересную культурную продукцию, с которой местное производство не могло конкурировать. Однако после 1991 г. пришедшие к власти национальные элиты стали активно укреплять своё влияние. Но и до сих пор в республиках Средней Азии и Закавказья интерес к изучению русского языка остаётся достаточно высоким. Мотивы понятны: без знания русского хотя бы на бытовом уровне на заработки в Россию не поедешь.

Позиции русского языка слабеют и в ряде государств, некогда считавшихся политическими союзниками СССР, но ныне политически и экономически ориентированных на Западную Европу и НАТО. В Польше, где в советские времена почти вся интеллигенция знала русский язык, сегодня только 3,6% студентов изучают его. В Болгарии русский язык изучают всего 400 студентов. Серьёзная атака на позиции русского языка и культуры идёт в Украине. 

ОБРАТНЫЙ ОТСЧЁТ

Подъём национализма по границам бывшего СССР - лишь один из факторов, влияющих сегодня на позиции русского языка. Процесс вытеснения начался раньше, и он имел иную природу. Серьёзный удар по его позициям нанесло поражение, которое СССР потерпел в идеологической битве с Западом. Не секрет, что распространение русского языка во всем мире шло параллельно с распространением коммунистической идеологии и политической экспансией СССР. Влияние коммунистической идеологии сильно чувствовалось даже в таких странах, как Франция, Италия, Греция, Испания. Молодые коммунисты наряду с работами Маркса и Ленина с увлечением изучали и русский язык. Что касается восточноевропейских стран «народной демократии», то изучение русского языка в школах и высших учебных заведениях там являлось, по сути дела, обязательным.

Обратный процесс начался с середины 50-х гг., когда достоянием мировой общественности стали факты жесточайших сталинских репрессий и экономические провалы при построении социализма в СССР. Москва стала терять идеологическую привлекательность. В 60-е гг. коммунисты утратили своё влияние в большинстве стран Западной Европы. Померкла и аура русского языка. Сегодня даже в знаменитой русской церкви на ул. Дарю в Париже служба ведётся на французском.

Однако ещё в течение нескольких десятилетий русский язык активно проникал в страны Азии, Африки и Латинской Америки. В СССР учились (в том числе и русскому языку) десятки тысяч иностранных студентов. И идеологическому руководству страны представлялось, что, вернувшись на родину, эти молодые люди будут активными носителями не только коммунистической идеологии, но и русского языка. Вспомните строки из стихотворения В. Маяковского «Нашему юношеству»:

«Да будь я и негром преклонных годов,
и то, без унынья и лени,
я русский бы выучил только за то,
что им разговаривал Ленин».

Каково же было разочарование, когда исследование, проведённое среди бывших африканских выпускников, показало, что, приглядевшись к советской практике, они в большинстве своём перешли, как тогда говорили, на «антисоветские» позиции!

ЕСТЬ ЛИ ШАНСЫ?

Есть ли шансы укрепить позиции русского языка? При оценке перспектив нужно отдавать себе отчёт в том, что язык как таковой не является самостоятельной «мягкой силой». Он «перетекает» из языковой родины в другие страны вслед за культурой, наукой, технологиями, религией, идеологией, политикой. И если наше культурное влияние и сегодня высоко, то позиции по другим составляющим «мягкой силы» оставляют желать лучшего. Поэтому недостаточно просто дать денег на русскоязычные школы за рубежом и найти учителей. Населению, особенно молодёжи, нужны стимулы. Таким стимулом может быть возможность получить доступ к хорошему образованию, приобщиться к высокой культуре, найти престижную работу, сделать карьеру. Стимулом является и цивилизационная привлекательность страны - её культурная, гражданская и бытовая обустроенность, состояние политической культуры. Есть и другие факторы. Например, отношение нашей собственной элиты к родной культуре и языку. А по сути дела, к самой стране.

В 20-30-е гг. прошлого века русская элита, оказавшись в эмиграции (преимущественно во Франции), создала там обширную сеть русских школ, гимназий, скаутских лагерей. Существовали десятки русских газет и журналов, самодеятельных театров, литературных кружков, православных приходов. Была даже русская консерватория. Русская элита всеми силами стремилась сохранить для детей родной язык и родную культуру. Помимо присущего дореволюционной элите патриотизма, стимулом для сохранения языка было твёрдое убеждение, что большевизм неизбежно рухнет и «мы вместе с детьми вернёмся на Родину». Эмигранты не проклинали изгнание. Они верили в будущее страны, верили в возвращение.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно