Лужкова похоронили на Новодевичьем кладбище. Думаю, скоро там появится и памятник. Жаль, что нет скульптора Неизвестного! Уж он бы преподнёс нам Юрия Михайловича таким, каким мы его, возможно, и не воображали. А что? Несмотря на всю свою открытость, на обилие публикаций о нём, он оставил после себя и немало вопросов. Ну, например, действительно ли Лужков хотел стать президентом РФ? Был ли он отцом московской коррупции или боролся с ней? Преобразил ли он Москву за время своего 18-летнего правления или (будучи доктором химических наук) «нахимичил» с архитектурным обликом столицы? Есть вопрос о том, остался ли Лужков «простым советским человеком» или сумел подстроиться под новую эпоху.
От советских руководителей он точно унаследовал слабость к наградам. Их у Юрия Михайловича был целый ворох. Но особо следует вспомнить об ордене «За заслуги перед Отечеством», который ему вручил в 2016 г. президент Путин. Знатоки кремлёвских «подноготностей» утверждают, что это была своего рода политическая и моральная компенсация за унизительное увольнение Лужкова с должности мэра столицы Медведевым с формулировкой «за утрату доверия президента».
Лужковская Москва
Так или иначе в истории Москвы останется такое понятие, как «лужковская Москва». Это не только восстановленные храм Христа Спасителя, Казанский собор и Иверские ворота, парк Победы на Поклонной горе, реставрация Большого театра и Гостиного Двора и т. д. При Лужкове были начаты программа сноса хрущёвок и строительство (хотя и запоздалое) Третьего транспортного кольца, реконструкция МКАД. Вместе с тем Лужкова ругают (и заслуженно) за вялое развитие метрополитена, сокращение трамвайных путей, за «дурной вкус» некоторых новостроек. Нужно признать, что высоким эстетическим вкусом Юрий Михайлович не обладал. Похоже, сказывались и происхождение — из рабоче-крестьянской семьи, и детство, проведённое в захолустном Конотопе, и сугубо техническое образование.
Человек — это стиль
Со своей кепочкой, старомодным пиджачком и яркой жестикуляцией Лужков намеренно «косил» под простого и улыбчивого парня. На самом деле Юрий Михайлович был непрост, смекалист, умел отстаивать свои интересы. Это показное простодушие помогало ему сохранять доверительные отношения со многими на политической арене. Легендой стал и хозяйственный темперамент мэра, который помог ему в 1990-е гг. превратить унылую советско-бюрократическую Москву в динамично развивающийся буржуазный город. Москвичи вспоминают и о социальной политике Лужкова. При нём была развёрнута программа «Социальная ипотека», начали выделяться кредиты на строительство жилья. Пошли «лужковские» доплаты к пенсиям, был повышен прожиточный минимум пенсионеров.
Именно в силу социальной политики многие москвичи принимали Лужкова за демократа: «раз заботится о людях — значит, демократ». Легенде о «демократизме» Лужкова способствовал и стиль его общения с москвичами. Юрий Михайлович любил пройтись по Москве, побалагурить с жителями. А московские медовые ярмарки с дешёвым мёдом? А уличная торговля? Разве это не признаки демократии?
А был ли он демократом?
Но назвать Юрия Михайловича демократом значило бы погрешить против истины. Кстати, сам Лужков никогда демократом и не притворялся. Он неоднократно выступал с инициативой вернуть памятник Дзержинскому на Лубянскую площадь, предлагал, чтобы в День Победы в Москве вывешивали портреты Сталина. Но в то же время советовал Ельцину вынести «мумию Ленина» из Мавзолея и даже собственноручно составил проект указа. Ельцин не решился.
При взвешивании лужковского «демократизма» полезно вспомнить, что во время попытки госпереворота в 1991 г. он вместе с демократами пришёл на защиту Белого дома. И в 1993 г. во время жёсткого конфликта Кремля с Верховным Советом встал на сторону президента. А вот с Гайдаром и его командой у него отношения не сложились. Сумбурной приватизиции крупных предприятий он не одобрял. Для Лужкова, сформировавшегося в условиях «советской демократии», понятие европейской либеральной демократии было чуждым. И неудивительно, что, став мэром, он не слишком считался с Мосгордумой. При Лужкове она превратилась в придаток городской администрации. Не церемонился он и с судами. Фактически вся судебная система Москвы была у него «под рукой».
Разрослось при Лужкове и московское чиновничество, достаточно быстро обнаружившее склонность к защите своих бизнес-интересов. Торговля земельными участками, выдача разрешений на строительство стали важными инструментами обогащения. Критики лужковского стиля говорят и о том, что именно при нём в столице была опробована авторитарная «вертикаль власти», которая позднее стала системой управления всей России.
Быть или не быть?
Хотел ли Лужков стать президентом? Его окружение подталкивало его к этому. На посиделках в узком кругу, которые проходили в особняке Церетели, захмелевшие гости нередко поднимали бокалы «за нашего президента». И многозначительно оборачивались в сторону Лужкова. Сам Юрий Михайлович театрально отмахивался: «Ну, опять лишнего взяли, несут чепуху». В Кремле о таких разговорах знали. Ельцина это не столько пугало, сколько раздражало. Раздражало ещё и потому, что популярность самого Бориса Николаевича падала, а у Лужкова — росла. И в марте 1994 г. это вылилось в открытый скандал, свидетелем которого мне (как пресс-секретарю Ельцина) случилось быть.
Шло торжественное открытие Малой сцены Малого театра на Ордынке. Это было одно из детищ мэра. На мероприятие пригласили весь цвет московской интеллигенции. Приехал и Ельцин. Когда он вошёл в зал, раздались скромные хлопки. Когда же вслед за ним появился Лужков, публика разразилась оглушительными аплодисментами. Ельцин был обижен, но вида не подал. А вот на отведённое ему по протоколу рядом с Лужковым место демонстративно не сел. Дальше — больше. Начались выступления театральных знаменитостей. Лужкова славословили без меры. После второго или третьего выступления Ельцин поднялся и, ни с кем не прощаясь, вышел из зала. В прессе об этом эпизоде не было сказано ни слова. Возобладала политическая целесообразность: Ельцин нуждался в поддержке москвичей и Лужкова. Скандал был замят.
* * *
Рассуждать о месте Юрия Михайловича в истории России большого смысла нет. Его влияние на события в стране ограничено достаточно коротким историческим сроком — 18 лет во главе Москвы. Но очевидно, что в нём отобразились и противоречия, и надежды одного из самых непростых периодов нашей истории: перехода от СССР к новой России. Таким ярким и сложным он и останется в нашей памяти.
Конец голубой эпохи. Почему снижается интерес к телевидению?
Человек в кепке. 10 фактов из жизни Юрия Лужкова
Какие Чапаевы нужны сегодня? Найдёт ли страна новых героев
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть