287

Стих и ужас. Поэт Михаил Шабров — о современных песнях

"Аргументы и факты" в Беларуси № 12. Вложили и не забыли! 19/03/2024

Песни, написанные на стихи Михаила Шаброва, исполняли КобзонЛещенкоКараченцовБоярскийБуйнов... Но, пожалуй, самая известная из всех — «Лаванда». В интервью «АиФ» поэт рассказал о работе худсоветов во времена СССР, источниках вдохновения, «позывных» поп-артистов, а также высказал мнение по поводу текстов современных песен. 

— Михаил Зеликович, наверняка и до вас доходят современные образцы песенной поэзии. Что вы про них думаете?

Михаил Шабров: — Меня современная песенная поэзия перестала интересовать, потому что она создана в большинстве своём графоманами. По принципу: «Нет такой глупости, которую нельзя спеть».

Откровенно поражает беспринципность тех, кто берёт эти песни в свой репертуар. Ладно бы это были малограмотные люди. Но ведь есть среди исполнителей и те, кому не откажешь в образованности и профессионализме. А порой такое выдают!

Леонид Дербенёв в 90-е иронизировал, что в песнях стали рифмовать «полковник — подполковник», «ботинок — полуботинок» и даже применять признак округлости, рифмуя «голову» и «арбуз», потому что оба круглые. С тех пор мы «продвинулись» ещё дальше. А ведь тот же Дербенёв высекал искру изо всего, поэтому и рождал афоризмы: «Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь». Или фраза из «Чародеев»: «Главное, чтобы костюмчик сидел». Или: «Вроде не бездельники и могли бы жить, им бы понедельники взять и отменить!» Чувствуете разницу между Дербенёвым и большинством современных «творений», смысл которых убогий и примитивный? 

Поётся, как правило, не о любви, а о поверхностных отношениях или расставании, как в самой популярной песне прошлого года Анны Асти «По барам»: «Я по-прежнему красива, хоть казалось, что умру», «Ты не приезжай, недолюбленный мальчик, перестань меня ждать под окном своей тачки». Только вдумайтесь: «под окном тачки»! Тот, кто ждёт, маленького роста, меньше метра?

— Есть выражение, что песни — это душа народа. Души у авторов помельчали?

— Видимо. Ну что за душа у героини песни Клавы Коки, которая поёт: «Я приду одна, я знаю твой этаж, покушаюсь на тебя, ведь твой типаж — ограниченный тираж»? У Зиверт только в одной песне «Анестезия» масса несуразностей: «я тебя вижу между строк», «тело плавилось плавно от твоих касаний, наслаждалась я ритмами твоих желаний». Можно с ума сойти от того, что поёт наставница «Голоса». Читал мнение критика, который утверждает, что Зиверт поёт в новой, современной манере, когда специально проглатываются слова. Может, потому и проглатываются, что их невозможно петь на полном серьёзе? 

Нет глубины, которая была в советской песенной поэзии. И имена пропали. Остались одни позывные — Гречка, Кока, Асти и т. д. Зачем они представителям шоу-бизнеса? Наверно, потому, что стыдно под своим именем петь чушь. 

Почти во всех современных песнях обилие молодёжного сленга — «сториз», «лайк», «краш», «вайп», «хайп», «вписка», «кринж» и т. д. Понимаю, что сложно бороться с заимствованиями, но надо знать чувство меры. Язык убивается. И абсолютная лабуда, бестемье, бескультурье.

Поэзия — пепел жизни

— Как-то я спросил Юрия Антонова: «Как часто любовь служила источником вдохновения для написания песен?» Он ответил: «Ни разу. Сидишь и, как колбасу, выдавливаешь ноты». У профессиональных авторов это так работает?

— Леонард Коэн (писатель, автор и исполнитель песен. — Ред.) замечательно сказал: «Поэзия — это доказательство жизни. Если твоя жизнь пылает, то это костёр, а поэзия — это её пепел». Антонов отчасти прав. Всё происходящее в жизни отражается в творчестве. Как это ни парадоксально, но чаще не счастливая, а несчастная любовь, трагедия, когда грустишь и что-то переосмысливаешь, служит вдохновением. Тот же Коэн говорил: «Утрата — это мать творчества». 

А порой совершенно незначительное событие. Лев Толстой признавался, что идея романа «Анна Каренина» к нему пришла во сне, в котором он увидел оголённую женскую руку. Анна Ахматова писала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». 

Это просто работа и профессия. Гений — это 1% таланта и 99% труда.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно