Не запущен, пожалуй, только один механизм, без результативной работы которого все остальное превращается в то, что принято называть «артель напрасный труд».
Не запущен механизм осмысления самого события. А именно – мало кто задается вопросом – почему, собственно, такая вещь могла произойти? И вообще – почему подобные вещи происходят с пугающей регулярностью?
Вместо этого разгораются довольно масштабные сетевые дискуссии, которые неминуемо скатываются в так называемый "бокс по переписке". Часть яростно требует крови во вполне библейском стиле: «Мне отмщение, и аз воздам». Другая часть, прикрываясь фиговым листком: «Вы только не подумайте, что мы оправдываем виновника», выдвигает смягчающий - как им кажется - аргумент: «Но ведь это может случиться с каждым!»
Знаете, как бы цинично это ни прозвучало, но последние все-таки ближе подобрались к правде. Причем, видимо, сами того не желая. Нужно только внести необходимую поправку. Потому что в своем нынешнем виде формулировка: «Это может случиться с каждым», является злонамеренным враньем.
Не с каждым, уж извините. Вернее, не просто с каждым. А с каждым, кто сел за руль. И по барабану – трезв он или пьян. Честно он сдал на права или купил водительскую лицензию. Не важно даже, как человек ведет себя на дороге – вежливо или по-хамски. Все равно в нынешних условиях каждый - подчеркиваю - каждый, ведущий автомобиль, является потенциальным убийцей. Эта программа уже заложена. Она просто-напросто вшита по умолчанию, и ничего с этим поделать нельзя. То есть, конечно, можно, но с очень большим трудом. Для этого нужно всего-навсего правильно оценить ситуацию и правильно ответить на ряд вопросов.
Сначала простенький примерный тест. Предположим, вам нужно ответить на вопрос – по какой причине судно пересекает Атлантический океан за десять дней. Есть два варианта ответа.
Можно сказать, что судно имеет такое-то водоизмещение и не идет ко дну в силу закона Архимеда. Также оно оснащено двигательной установкой мощностью в столько-то лошадиных сил, что позволяет развить достаточную скорость, наплевав на течения и встречный ветер.
А можно сказать, что судно пересекает Атлантику за десять дней лишь потому, что оно было зафрахтовано некоей компанией для перевозки бананов из Бразилии в Амстердам. И если не успеет в срок, то бананы сгниют ко всем чертям.
Оба варианта в принципе верны. Но первый все-таки важнее. Потому что, не будь самой транспортной системы «океан-судно-двигатель», бананы бы сгнили на корню еще в Бразилии.
Теперь попробуем, опираясь на этот примерный банановый тест, снова задать себе вопрос: «Почему произошла рагедия на Минском шоссе?»
Ответ: «Потому, что водитель напился до изумления, развил дикую скорость и не справился с управлением» в принципе будет верен. Но неполон – именно как в вышеописанном примере.
Необходимо спросить себя – а почему, собственно, он смог развить такую скорость? Правильно, потому что это позволяют технические данные автомобиля. Но и это не все. Нужно, наконец, признаться, что корневая причина в другом. В том, что создана и развивается порочная транспортная система. В том, что эта система заточена в основном под личный автотранспорт.
Предвижу, что неминуемо поднимется инфернальный вой по поводу ущемления прав автомобилистов. Не надо. За них и так борется целый кулек разнообразных обществ и лиг по защите прав. И без того можно ручаться, что если разговор заходит о транспортных проблемах, прежде всего вспомнят о том, что автомобилисты страдают от пробок. И что надо бы им помочь, а то уж совсем их, несчастных, за можай загнали.
И поэтому предлагают создать им как можно более комфортные условия. То есть, прежде всего, скоростные магистрали. И чтоб никаких светофоров. Ну и еще прочее, по мелочи. Побольше парковочных мест, например.
А никто вообще не задумывался о том, что именно наличие светофоров не позволяет достаточно быстро развить убойную скорость? Или о том, что скоростные дороги в городе – это чудовищная, непростительная глупость? О том, что машины и их парковочные места сжирают дворовое пространство, которое, по идее, принадлежит всем, а не только автомобилистам, вспоминать даже как-то неприлично.
Так что все разговоры о том, что, дескать, надо повышать культуру автолюбителей и культуру поведения на дорогах, следует признать пустым сотрясением воздуха. Да, значительная часть водителей ведет себя откровенно по-свински. Но это только следствие. Настоящая причина в том, что хозяином города с недавних пор стал автомобиль. А искажение психологии его человеческого придатка, что сидит за рулем, – оно вторично.
Да-да, все эти высокомерные фразочки типа: «Да он просто нищеброд, не может себе машину купить, вот и мешает мне ездить и парковаться так, как хочется» - следствие не столько личной невоспитанности очередного водятла, сколько порочной системы. Автомобиль по-любому главнее. Пешеход – бесправное чмо.
То, что у автомобилиста есть проблемы, отрицать глупо. Но повторим еще раз – его проблемами занимаются. И занимаются в первую очередь. А кто хоть раз слышал о какой-нибудь лиге защиты прав пешеходов? Вот то-то же.
По-моему, этот самый день не худо бы продлить для начала как минимум на год, а потом уж и навсегда. Потому что город – он для всех. И прежде всего для пешеходов. А нам, и лично мне, как принципиальному пешеходу, не нужны скоростные трассы. Мне регулируемые переходы нужны. Со светофорами. И почаще чтобы. Подземный – тоже ничего, но кто тогда гарантирует, что какой-нибудь «хозяин» трассы, свободной от светофоров, не врежется на скорости в двести верст именно в мою остановку?
И – да. Дворы тоже, пожалуйста, освободите от своих самобеглых механизмов. Я понимаю, что держать их негде. Но, может, тогда найдете в себе мужество от них отказаться? Или социальный статус не позволяет? В таком случае смиритесь с тем, что к вожделенному социальному статусу в скором времени в качестве довеска будет прилагаться клеймо: «Потенциальный убийца». Потому что дело, похоже, развивается как в старой доброй Англии XVI столетия. Там посчитали, что разводить овец выгоднее, чем позволить истинным хозяевам земли, крестьянам, заниматься хлебопашеством. И стали сгонять тех с участков. За короткий период времени население страны сократилось на 20%, что породило точную и емкую формулировку: «Овцы съели людей».
У нас людей и их жизненное пространство уничтожают и пожирают машины. Да так лихо, что впору снимать очередного «Терминатора». Восстание машин. Скрытая угроза.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть