Количество случаев телефонного мошенничества растёт. По данным Следственного комитета за прошлый год, киберпреступления составили 21,5% общего количества преступлений.
За первые шесть месяцев 2024 года было совершено более 10 тыс. киберпреступлений. По данным Нацбанка, за март-июль текущего года мошенники украли у клиентов банков 26,6 млн руб.
ПРЕДУПРЕЖДЁН – ВООРУЖЁН?
Не существует единого сценария, по которому мошенникам удаётся совершать преступления. Они могут представляться сотрудниками банка, милиции, служб соцзащиты, а также адвокатами, бывшими начальниками, старыми знакомыми и другими людьми, используя специальные программы для подмены голоса. Главное – понять механику их действий, тогда можно определить попытку обмана в звонке незнакомого человека.
Давайте разберём одну типичную схему на реальном примере читателя «АиФ». Мужчине в мессенджере написал начальник – мол, в компании произошла утечка, с вами свяжется офицер спецслужбы. Вскоре на экране мобильного телефона высветился незнакомый номер...
Представляться людьми из спецслужб – типичная тактика мошенников. С одной стороны, обращение не проигнорируют даже законопослушные граждане. С другой – так аферисты спекулируют на доверии к органам охраны правопорядка.
«БЕЗОПАСНЫЙ» СЧЁТ
Сперва «офицер спецслужб» сказал, что из компании выведена довольно большая сумма денег, и есть подозрение, что сперва они ушли на банковский счёт мужчины, а уже с него растворились в неизвестном направлении. «Как вы это можете объяснить?» – спросил «офицер». Поняв, что собеседник в растерянности, он любезно сообщил, что может прямо сейчас, не отходя от кассы, перевести разговор на специалиста по информации, который даст все необходимые инструкции.
То есть правила игры менялись прямо по её ходу.
От второго звонившего последовало предложение «в целях выявления канала перевода средств» пойти в свой банк и перевести средства на безопасный счёт. Сделать это мужчина наотрез отказался и навсегда заблокировал обоих мошенников, что совершенно правильно.
Как только вам предлагают открыть счёт и перевести на него деньги «в целях безопасности» – знайте: это мошенники.
СЕМЬ «НЕ». Это то, чего категорически нельзя делать.
Если при разговоре вас просят сделать что-то из перечисленного – сразу кладите трубку и блокируйте таких незнакомцев.
1. Не называйте никогда и никому в телефонном разговоре данные своей банковской карты или код, который выслан вам по СМС. Данные карты и код подтверждения – ваш секрет. Если назовёте, то любой человек может совершить операцию по вашим реквизитам. Найти его и вернуть деньги будет сложно.
2. Не устанавливайте приложения на телефон, когда вас просит сделать это незнакомый собеседник. Это приложение может быть небезопасным.
3. Не переводите средства на незнакомые счета ни под каким предлогом. Тем более ни в коем случае не снимайте деньги со своих счетов, если вас просят положить их на незнакомый счёт через банкомат. Даже если это банкомат крупного известного банка, от мошенничества он не убережёт.
4. Не верьте на слово. Даже если с обратной стороны провода говорят, что дело срочное, всегда сначала перепроверяйте информацию самостоятельно. Мошенники давно научились подделывать телефонные номера при звонках – если вы начнёте искать номер звонящего в интернете, часто действительно найдёте его на сайте организации, сотрудником которой представился мошенник. Однако это всего лишь маскировка. И уж точно вам не будут звонить из государственной организации в мессенджерах.
5. Не сообщайте персональную информацию. Данные паспорта и других важных документов нельзя разглашать незнакомцам. Они могут быть использованы злоумышленниками, например, для оформления микрокредита.
6. Не отвечайте на вопросы, употребляя простые слова «да» и «нет». Некоторые банки вводят голосовые подтверждения по телефону для совершения крупных финансовых операций. Поэтому мошенники собирают образцы разных голосов для подделки ответов от лица жертвы.
7. Не используйте ваши легко узнаваемые личные данные – такие, как дата или год рождения, последние цифры номера телефона и так далее, – в паролях к личным кабинетам и банковским приложениям. Найти такую информацию в социальных сетях очень легко, и мошенники хорошо освоили перебор наиболее часто используемых комбинаций. Поэтому получить доступ к личному кабинету, где паролем будут ваша дата или год рождения, для них в комбинации с фишингом не составит практически никакого труда.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть