Белорусский рынок электрокаров по большей части представлен б/у авто, ввезенными из-за границы. Пока это «развлечение» не для всех: стоит дорого, непонятно, как быть с обслуживанием. Кроме того, подержанный автомобиль - это уже риск, а если ТС еще и привезено из-за границы, то риск вдвойне. В 2021-2022 гг. ситуация может измениться - в отечественных автосалонах появятся электромобили под названием «Геометрия С».
Кто сможет позволить себе такой автомобиль? Готова ли инфраструктура к тому, чтобы люди массово пересели на электрокары? Разбираемся в вопросах с помощью автоэксперта Андрея ПРОВОТОРОВА.
- Есть три основополагающих документа, способствующих развитию нашего рынка электромобилей. Во-первых, решение совета Евразийской экономической комиссии от 16 марта 2020 г. №29 по нулевой «растаможке». Во-вторых, указ президента от 12 марта 2020 г. №92, согласно которому белорусов освободили от уплаты НДС, если электромобиль ввозится в страну для собственных нужд. Владельцев электрокаров до конца 2025 года освободили от дорожного налога и платы за парковку, а также предоставили льготы юридическим лицам.
В-третьих, постановление Совмина от 9 апреля 2021 г. №213, в котором говорится о том, какие именно компании будут заниматься электромобилями, кто и что будет собирать. Там же, в частности, сообщается, что СЗАО «БЕЛДЖИ» в 2021 году должно произвести 1000 электрокаров, а Минпром РБ и лизинговые компании - создать привлекательные условия для покупки электромобилей.
Здесь важно сделать отступление. В конце 2019 года в Беларуси уже существовало производство электромобилей. Не все об этом знают. Компания Zotye производила электрокары на заводе в Обчаке (Минский район). Как вы думаете, сколько авто они продали за два года?
- Предположим, десять.
- Вы почти угадали - девять (по данным Белорусской автомобильной ассоциации / БАА). В Беларуси свыше 3 млн автомобилей, из которых на электрокары приходится 1600 штук. Это 0,05% рынка. Причем новых электрокаров - считаные единицы (см. таблицу). С такими исходными данными мы подходим к «Геометрии С».
«БЕЛДЖИ» начинают путь по представлению белорусского варианта электромобиля. Это очень важное дело. Если наше государство простимулирует эту работу, мы сможем безболезненно пересаживаться на новые авто, не надо будет думать о сервисе и прочих вопросах. «Геометрия» технически интересна, она имеет запас хода до 550 километров. При этом её ориентировочная цена составит 75 тыс. руб., или $30 тыс. Для сравнения: автомобиль Zotye стоил 50 тыс. руб., но там и запас хода - около 200 км.
На мой взгляд, $30 тыс. - высокая цена для нашего рынка. Поэтому главный вопрос - как будут стимулировать продажи? Те же Geely сначала плохо продавались, потом для них сделали льготное кредитование, и дело пошло. Думаю, в случае с электромобилями пойдут по тому же пути.
Зарядок хватает
- Каков потрет покупателя электрокара за $30 тыс.?
- Прежде всего, это богатые люди, которые могут не считать деньги. Почему бы не взять как модную «игрушку»? На мой взгляд, «Геометрию» также могут купить владельцы собственных домов, которые легко решат вопрос с зарядкой. Еще потенциальные покупатели - юридические лица.
Два года назад мы с вами встречались и делали материал. Тогда я высказал мнение, что на электрокары лучше всего пересаживаться в 2025 году. Моя позиция не поменялась.
- Как насчет инфраструктуры для электрокаров в Беларуси?
- В стране на начало 2021 года работали 288 электрических станций. Для 1600 авто этого достаточно. Хуже обстоят дела с сервисными центрами, но в целом можно сказать, что инфраструктура готова. Вопрос в том, насколько она будет готова, если люди массово пересядут на электрокары?
- Многие автопроизводители объявили о том, что они перестраиваются на выпуск электрокаров. Можно ли утверждать, что привычные нам авто с ДВС уходят в прошлое?
- Сказать - не значит сделать. Тот же «Фольксваген», ранее объявивший о переводе производства на электрокары, позже признал, что переоценил свои силы. Основная проблема - с батареями. В основном электроавто делают на литий-ионных аккумуляторах, но эта технология устарела. Первую такую батарею сделали ещё в 1991 году! Переход на более ресурсоемкие твердотельные батареи совершается с трудом. Они дорогие. Сейчас одна такая батарея для авто может стоить $100 000.
МНЕНИЕ
Американский инженер и бизнесмен, один из самых богатых людей в мире Илон МАСК: «Трудно описать четкую картину будущего через такой большой промежуток, как 50 лет. И все-таки через полвека мир людей будет сильно отличаться от настоящего. Произойдет фундаментальный сдвиг в развитии технологий: искусственного интеллекта, космического туризма, интерфейса «мозг–компьютер», исследований ДНК. Главными векторами развития наземных, водных и воздушных средств передвижения станут повышение автономности их управления и электрификация. В будущем машины, корабли и самолеты перейдут на электродвигатели. Воздушный транспорт сделает этот рывок последним, поскольку есть сложности с оптимизацией необходимых элементов питания».
Компания Илона Маска Tesla – крупнейший в мире производитель электрокаров, её стоимость составляет без малого 680 миллиардов долларов. Только за 2020 год акции Tesla подорожали в шесть раз. Чтобы купить всего одну ценную бумагу компании, инвестору нужно заплатить около 680 долларов. Для сравнения: в начале года цена доходила до 880 долларов. Чистая прибыль Tesla за второй квартал текущего года превысила миллиард долларов, и это в десять раз больше прибыли за второй квартал прошлого года. Выручка в апреле-июне 2021 г. удвоилась, компания произвела за этот период рекордное количество машин – 201 304.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть