128

На любой клик. Где выгоднее закупаться – в обычных или интернет-магазинах?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 40. На любой клик 01/10/2024
И в обычных магазинах, и в интернет-магазинах продавец борется за внимание клиента, прибегая к рекламным уловкам.
И в обычных магазинах, и в интернет-магазинах продавец борется за внимание клиента, прибегая к рекламным уловкам. Public domain

Ранее, чтобы найти товар по выгодной цене, приходилось обивать пороги торговых центров, тратить время на поездки из одного конца города в другой, чтобы сравнить предложения. Сейчас достаточно скачать приложение на телефон и, сидя на диване, путешествовать по виртуальным магазинам в поисках нужной вещи.

Где выгоднее покупать товары  в интернете или физических магазинах? Как решать проблемную ситуацию с интернет-магазином, если у вас есть претензии к его работе или качеству товара? К каким уловкам прибегают продавцы, чтобы заставить нас сделать покупку? Разбираемся с экспертами.

И там и там нюансы

В рамках эксперимента покупаю осенние ботинки и продукты на неделю. Начнём с обуви. В шаговой доступности от дома два обувных магазина, но подходящих моделей там не нахожу. Трачу время и деньги на проезд к другим торговым точкам. Обивая пороги магазинов, примеряя очередную пару обуви, отмечаю несомненные плюсы интернет-магазина, маркетплейса (онлайн-площадка для торговли, по сути, тот же рынок, только в интернете. – Прим.): в Сети сразу видишь наличие своего размера, нужной модели, можешь сравнить цену.

В интернет-магазинах цены на обувь ниже в среднем на 2060 рублей. Однако товар может прийти не в идеальном состоянии, из-за чего его придётся возвращать продавцу, перезаказывать и ещё несколько дней ждать доставку. В случае с физическим магазином такой головной боли нет: сразу можешь и пощупать, и примерить обувь, убедившись в её качестве.

Далее заказываю продукты. Цены и в обычном магазине, и в его интернет-версии идентичны. Единственное, оплатить придётся ещё и доставку, в моём случае  11 рублей. Решаю зайти в магазины в шаговой доступности от дома. Где-то рис стоит дешевле, где-то можно сэкономить 40 копеек на бутылке молока. Словом, с выгодой для кошелька за продуктами нужно отправиться в реальные продуктовые магазины.

Плюс онлайн-покупок в том, что можно найти много несезонных товаров и таким образом сэкономить значительные суммы. В интернете не составит труда купить летние босоножки осенью. В то время как в бутиках стараются удовлетворить спрос исходя из сезонных предпочтений клиентов.

Как достать продавца

У интернет-покупок есть и как минимум один значительный минус: велик риск нарваться на мошенников или столкнуться с ситуацией, когда интернет-продавец по разным причинам отказывается возвращать деньги за некачественный товар. В случае с обычным магазином схема действий понятна: берёшь товар, чек и напрямую обращаешься к продавцу с претензией. А что делать с интернет-магазином?

 Рассмотрим несколько ситуаций,  говорит начальник юридического отдела общественного объединения «Городское общество защиты потребителей» Ольга ИВАЩЕНКО. – Допустим, вы заказали товар, оплатили его, но товар не получили, продавец не выходит на связь. Действуем по алгоритму:

1. Найдите на сайте адрес, по которому зарегистрирован интернет-магазин.

2. Напишите претензию к продавцу. Она составляется в произвольной форме, однако обязательно укажите, от кого и кому адресовано письмо; за что вы заплатили деньги; упомяните, что товар вам не пришёл; пропишите, чего вы хотите добиться от продавца. В рамках законодательства о защите прав потребителя есть два варианта: вы можете потребовать либо возврата денег за товар, либо доставки товара и выплаты пени за нарушение сроков доставки.

3. Составленную претензию отправьте заказным письмом по адресу, указанному на сайте магазина. Обязательно сделайте копию письма, сохраните чек за его отправку.

4. Если продавец не реагирует на претензию в течение 15 дней (или если вы в претензии указали требование возврата денег, а продавец не сделал этого в течение 7 дней) – обращайтесь с иском в суд.

Если вы не можете найти адрес продавца, не понимаете, куда направить письмо, обратитесь либо в администрацию своего района по месту регистрации, либо в общественное объединение защиты потребителей, либо в Единый государственный регистр.

Иная ситуация. Вам прислали товар, но он некачественный. По прежней схеме пишем претензию и требуем либо возврата денег, либо устранения недостатка. В первом варианте вам обязаны вернуть деньги в течение 7 дней, во втором  продавцу даётся 14 дней на исправление. В таком случае продавец обязан провести проверку качества товара. Если он утверждает, что товар качественный, а покупатель с этим не согласен, то продавец обязан провести независимую экспертизу с письменного согласия покупателя. Если продавец отказывается проводить экспертизу, то потребитель может сделать её за свой счёт. Если правота покупателя подтверждается, то в судебном порядке он имеет право требовать не только возврата денег за товар, но и возмещения расходов на проведение экспертизы.

Совет

Ольга Иващенко советует при покупке товара в интернете обязательно проверить, указаны ли на сайте сведения о продавце: адрес, номер плательщика (УНП), юридическое наименование и адрес (если продавец является юрлицом), ФИО (если продавец является индивидуальным предпринимателем). Если таких нет, лучше не рисковать и заказать товар в другом магазине.

Очень важно до оплаты проверять товар, который доставлен вам курьером. Некоторые продавцы говорят, что товар можно проверить в последующем, например в течение трёх дней, и если что-то не так – обратиться с претензией.

На самом же деле если товар будет с механическими повреждениями, а вы уже передали деньги курьеру и подписали бумагу о том, что претензий к продавцу не имеете, то не сможете доказать вину продавца. Так как о браке вы заявите уже после того, как подписали акт о доставке хорошего товара.

В убыток не работают

 И в обычных, и в интернет-магазинах часто прибегают к уловке визуально дешёвого товара,  делится секретами продаж специалист по рекламе Александра КОНОВАЛОВА. – Например, стоят два идентичных товара, но на одном ценник 4 рубля, а на втором – 3,99 рубля. Чаще всего клиент выберет вторую позицию исключительно из-за цены: потребитель думает, что платит меньше.

В интернет-магазинах часто проводят акции: «Недельные скидки», «Успейте купить», «Чёрная пятница», «Только для вас» и пр. Не соблазняйтесь, так как это лишь маркетинговый ход. Продавец никогда не будет делать акции в убыток себе.

Есть уловка, которая заключается в сравнении цены с чем-то обыденным в масштабе повседневной жизни. Например, «Только сегодня вы можете купить браслет по цене чашки кофе. Всего 5 рублей». Это смотрится выигрышнее, чем если продавец просто укажет цену товара.

Выстраивая схему продаж, специалисты понимают, какая у них целевая аудитория и с какими проблемами она сталкивается. Например, обои. Нередко люди не знают, какой клей стоит выбрать для их поклейки. И тут подключается реклама: «Только сегодня: покупаете обои и получаете клей в подарок». Разумеется, в «акционную цену» включена цена и обоев, и клея. Но у потребителя складывается обманчивое ощущение того, что за него и решили проблему выбора клея (т. е. посоветовали лучший, который подходит именно под эти обои) и помогли сэкономить: дали клей «в подарок». 

Текстовым отзывам я бы не советовала доверять никогда. На рынке есть много предложений о подработке, когда людям платят за их написание. И хоть они не видели этот товар, не пользовались им, но за деньги со своих аккаунтов будут его расхваливать. 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно