46292

Как считать бюджет Беларуси, сидя на кухне

№ 3 от 20 января 2010 года 20/01/2010

Доходы и расходы

ПО СЛОВАМ министра финансов Беларуси Андрея Харковца, который представлял законопроект перед его принятием депутатам, в документе определено, что республиканский бюджет рассчитан исходя из планируемого реального роста валового внутреннего продукта в будущем году в размере 111-113% по отношению к уровню 2009 года и показателя инфляции 9% за год. Доходы консолидированного бюджета на 2010 год прогнозируются в объеме 53 трлн. бел. руб., или 30,4% к ВВП. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются НДС, доходы внешнеэкономической деятельности, налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, подоходный налог, акцизы.

Расходы консолидированного бюджета на будущий год запланированы в объеме 55,7 трлн. бел. руб., или 31,9% к ВВП.

Доходы республиканского бюджета в 2010 году предусматриваются в сумме 35,6 трлн., или 120,7% к ожидаемому исполнению 2009 года. Расходы республиканского бюджета на будущий год сформированы в объеме 38,2 трлн., что на 23,5% превышает ожидаемое исполнение текущего года.

По-прежнему социальный?

БЮДЖЕТ 2010 года имеет высокую социальную направленность: всего на эти цели будет направлен 41 трлн. бел. руб., что составляет почти 62% расходов бюджета. Одной из основных задач в области политики расходов бюджета будет сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, укрепление действующих социальных гарантий, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства. Так, на цели жилищного строительства предусмотрено более 3 трлн. бел. руб. (льготирование процентных ставок по кредитам, финансирование строительства объектов инфраструктуры, помощь многодетным семьям, одноразовые субсидии). Реальный сектор экономики помимо средств, остающихся у него в распоряжении в результате отмены ряда налогов, из бюджета получит 830 млрд. бел. руб. господдержки.

Как сообщил Андрей Харковец, к концу 2010 года средняя зарплата в бюджетной сфере должна составить $420.

Обеспечен рост бюджетных ассигнований по базовым отраслям социальной сферы - здравоохранению, образованию, культуре, спорту и социальной политике. Расходы бюджета на образование в 2010 году составят 7,6 трлн. бел. руб., на здравоохранение - 5,6 трлн. бел. руб. (рост по эти двум группам - 107%). Расходы на зарплату работников бюджетной сферы, стипендии запланированы с ростом на прогнозный уровень инфляции (8-10%), то есть планируется обеспечить реальный уровень зарплаты работников бюджетной сферы.

Дефицит республиканского бюджета на 2010 год сформирован в размере 2,7 трлн.бел. руб., или 1,5% к ВВП. Финансирование дефицита бюджета предусматривается за счет внутренних и внешних источников.

Что нового?

НА общегосударственные расходы выделили больше денег, чем на национальную экономику. Это связано с обслуживанием государственного долга. За год он вырос в два раза - до 2 трлн. рублей. На увеличение суммы повлияла и норма Закона «сформировать в республиканском бюджете резервный фонд президента РБ в сумме 2,8 трлн. рублей» (в первом варианте бюджета на 2009 год в этот фонд нужно было собрать всего лишь 323 млрд. В мае 2009, после корректировки Закона о бюджете, эта цифра выросла до 8 трлн).

По сравнению с бюджетом прошлого года нынешний выглядит оптимистичным: увеличены расходы на здравоохранение, социальную политику, национальную экономику. Но это по сравнению со скорректированными в мае цифрами, когда многие статьи социальных расходов были сокращены. Например, расходы на соцполитику уменьшились на 1,5 триллиона. Не исключено, что и нынешний бюджет будет сокращен в течение года.

 

Расходы республиканского бюджета

Сфера

2009 / уточненные в мае показатели

2010

Социальная политика

Фонд социальной защиты населения

Помощь в обеспечении жильем

16, 8 трлн. / 15,3 трлн.

731 млрд./1 трлн.

18 трлн.

1,3 трлн.

Общегосударственные расходы

11,9 трлн. / 17,6 трлн.

14,8 трлн.

Национальная экономика

17, 3 трлн. /11,7 трлн.

13 трлн.

Промышленность, строительство, архитектура

Топливо и энергетика

1,5 трлн.

9, 6 трлн./ 4,6 трлн.

1,8 трлн.

5,6 трлн.

Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность

3, 5 трлн.

3,5 трлн.+4 трлн. на Программу возрождения села

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

2, 6 трлн. /2,1 трлн.

2,5 трлн.

Национальная оборона

1, 7 трлн. /1,4 трлн.

1,5 трлн.

Образование

1,8 трлн./ 1,5 трлн.

1,4 трлн.

Здравоохранение

1, 5 трлн. /1,2 трлн.

1,3 трлн.

Дорожное хозяйство

2, 3 трлн./1,9 трлн.

1,1 трлн.

Физическая культура, культура, спорт, сми

Культура

672 млрд. / 581 млрд.

207 млрд.

537 млрд.

180 млрд.

Научная, научно-техническая и инновационная деятельность

540 млрд. / 460 млрд.

530 млрд.

Охрана окружающей среды

620, 6 млрд. / 420 млрд.

233,4 млрд.

Лесное хозяйство

225 млрд. /184 млрд.

229 млрд.

Транспорт

92, 5 млрд. /78,5 млрд.

225 млрд.

Связь

232 млрд. / 183 млрд.

139 млрд.

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

60, 7 млрд./ 67,7 млрд.

85,8 млрд.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно