- …Смотри, отличная штука! Если надо, даже в воде стреляет. Оригинальный, «сделано в Китае». Берёшь за 100 долларов? От сердца отрываю!
Пакистанец крутил передо мной «калашниковым», как танцовщица обручем. Он щёлкал затвором, доставал магазин, настойчиво предлагал сделать пробный выстрел. Разговор вёлся в «зоне племён», на границе с Афганистаном: там можно свободно купить практически любое оружие.
- Оригинальный «калаш» - он вообще-то из России, - патриотично поправил я торговца. - Китайский - дешёвое подражание, копия.
- Ничего подобного, - обиделся торговец. - Китай поставляет шикарные «калашниковы». Спроси талибов - американцам в Афгане пуля насквозь бронежилет пробивает. Ладно, только для тебя - скину десять баксов.
«Слизывают» всё что можно
…Когда в 50-е годы СССР подарил братскому Китаю лицензию на производство АК-47, в Москве не представляли последствий этого шага. Теперь «калашниковыми» из Поднебесной завалены почти все государства Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. В этих странах уверены, что «калашников» - китайское изобретение: он удобен и вдвое дешевле оригинала из России. Сколько денег мы потеряли, не хочется даже думать.
- В Китае мало что изобретают, а вот скопировать чужое - за милую душу, - утверждает Джозеф ЛАФТ, глава IT-компании в Гонконге. - Я знаю китайских художников, которые превосходно передирают картины старых мастеров, однако ничего своего нарисовать не могут. Но, знаете, это и есть один из главных факторов успеха здешней экономики. Отчасти благодаря системе «вы изобретаете, а мы крадём» Поднебесной и удалось победить кризис. Китайцы превращают предметы роскоши в дешёвые вещи, и люди раскупают их, не обращая внимания, что это клон.
И матрёшку украли! Фото автора |
…На приграничном рынке города Чжухай в глазах рябит от вещей и аксессуаров, сделанных под мировые бренды, но с китайскими названиями. Местная версия элитного дорожного чемодана «Самсонайт» - 10 долл. (в оригинале - 300), часы («почти как «Ролекс») - 5 баксов, джинсы (один в один «Версаче») готовы отдать за 3 доллара. Только вот лейбл на них не «Версаче». В Китае уже усвоили: продажа, скажем, «левых» сумок «Гуччи» - это подделка и пиратство, а вот к местному бренду (по виду - сиамский близнец «Гуччи») никто не придерётся. На тотальном клонировании известных марок Китай делает миллиарды. «Слизывается» всё что только можно: одежда, электроника и даже автомобили. Новое детище китайского автопрома повторяет «Шевроле». Есть также точные копии «Дэу» и «Мазды». Протесты производителей оригиналов из Кореи и Японии ни к чему не привели. Китайцы спокойно объяснили, что это их модель: ну и что, что похожа как две капли воды на чужие? Это случайное совпадение, идеи, дескать, носятся в воздухе. Но если сначала китайские машины напоминали наши: ездили с грохотом и теряли детали на ходу, то теперь они стали ощутимо лучше.
- У нас такая привычка, - признаётся бизнесмен Ву Дон, чья фабрика в Шэньчжэне штампует телевизоры - абсолютные клоны «Самсунга». - Нам лень придумывать что-то самим, мы хватаем готовое изобретение, даём ему своё имя, а потом улучшаем. Что там «калашниковы» - мы от России взяли социализм, и, посмотрите вокруг, какой кайф китайцы из него сделали!
«Кто первый, тот и автор»
…Когда идёшь по китайским городам, то порой просто с ума сойти можно - видишь издалека вроде бы знакомый бренд, а подходишь - совсем не то. Клонируются закусочные известной сети (даже цвет эмблемы похож), известные по всему миру кофейни. В магазины вообще лучше не заходить: заимствовано буквально всё. Копии кроссовок «Найк» сделаны идеально, даже швы аналогичны оригиналу - на первый взгляд отличить невозможно. Электроника - и говорить нечего. Дорогие «айфоны» непопулярны, народ ходит с китайской версией - «Мейзу М8»: она ровно в три раза дешевле, поэтому расходится как горячие пирожки. Стоило фирме «Нокия» выпустить элитную модель мобильника, как её мгновенно «содрали» - этот телефон стоит 70 долл. (оригинал - 600 долл.)! Практика такова: стоит появиться любой электронной новинке - и китайский клон готов уже через три-шесть месяцев! Это касается не только сферы торговли - взять хотя бы первый полёт в космос в 2003 году. Никто из должностных лиц Китая не отрицает, что образ космонавта Ян Ливэя был заимствован с Гагарина. В 2017 году, опередив и нас, и США, Пекин планирует открыть базу на Луне. Это так - копируя изобретение, китайцы обожают его улучшать. Даже клон телефона «Нокия» у них с цветным телевизором (!).
- Скорость штамповки близнецов известных брендов поражает, - сообщил мне на условиях анонимности один из американских дипломатов в Китае. - Сейчас США куда больше обеспокоены экономическим шпионажем Китая, нежели военным. Копирование проникло во все сферы, даже в Сеть: ходят слухи, что скоро появится идеальный клон системы Windows. В разгар кризиса экономика КНР выросла на 12 (!) процентов. Догадайтесь, почему. У Запада крадутся свежие разработки, а почти бесплатный труд рабочих позволяет продавать эти электронные новинки в пять-десять раз дешевле!
Самих китайцев такое поведение не смущает. Они действуют согласно старой журналистской поговорке: «Кто первый украл, тот и автор». Например, никто не думает покупать лицензии на съёмку западных сериалов - все берут и снимают свои версии… Существует даже китайский вариант старого советского кинохита «А зори здесь тихие…» - аж на 20 серий! Правда, снимали они вместе с нами.
…Впрочем, в последнее время начались разговоры: Китаю нужно изобретать что-то своё. Появились «чисто китайские» версии автомобилей, налажен выпуск ТВ с китайским дизайном, а учёным, уехавшим в США, предлагают грант в 250 000 долл. при условии возвращения на родину. Китайцы вырвались из зубов кризиса за чужой (в том числе и за наш) счёт. Рецепт прост: в Китае не думают, хорошо это или плохо, а поступают так, как на данный момент выгодно их стране. С этим можно поспорить, но успех очевиден…
Георгий ЗОТОВ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть